СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика эффективности воспитательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеучебной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие во внеучебной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся еще раз к определению воспитания. Воспитание это управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно, и диагностика должна быть направлена на изучение личности ребенка и создаваемые во внеучебной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет – это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ребенка в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т.д.

При всей полезности и значимости перечисленных способов они раскрывают лишь одну – качественную сторону личностного развития детей. Существует ли способ, обнаруживающий и качественный, и количественный аспекты развития личности? В поисках ответа на этот вопрос мы пришли к идее разработки специальной диагностической методики «Личностный рост».

Второй предмет – это детский коллектив, одно из важнейших условий развития личности ребенка. Традиционно в российских школах внеучебная деятельность организуется, главным образом, в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ребенка, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометриии).

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, еще одно важнейшее условие развития личности ребенка. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь предлагаем использовать специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Категория: Завучу
05.06.2020 11:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!