СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей.

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов.

Большинство современных педагогов и психологов подготовку детей к школе рассматривают с позиций формирования их интеллектуальной готовности к обучению, обеспечивающей полноценную адаптацию дошкольников к школе (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, Т. В. Тарунтаева, Ю. В. Карпов, Э. В. Хачатрян, Т. С. Яковлева и др.). В качестве системообразующего ядра данной готовности выступает понятие интеллекта. Мы в целом разделяем позиции данных авторов, но, вместе с тем, вынуждены констатировать, что "личностная готовность к обучению в школе" в настоящее время остается недостаточно изученной, что вызывает необходимость дальнейшего исследования ее отдельных компонентов и прежде всего познавательного. Задача перехода от обучения знаниям к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни делает проблему формирования познавательной готовности весьма актуальной. Познавательную готовность мы определяем, как целостную систему свойств и качеств личности ребенка, которая должна обеспечить успешное освоение будущим школьником учебно-познавательной деятельности. Мы выделяем мотивационно-потребностный, интеллектуально-операционный и волевой компоненты.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте – игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Соответственно здесьнужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.

Игры, направленные на познавательное развитие ребенка, можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей. Все они могут быть использованы при подготовке ребенка к школе. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по основным признакам (форма, цвет, величина). Дети знакомятся с основными геометрическими формами, подбирают по образцу или по названию, различают 7 основных цветов спектра, их оттенки, насыщенность, цветовой тон. Использование в занятиях игр данной группы дает возможность различать предметы по величине: располагать их в порядке возрастания или убывания, называть основные границы величины предметов по 3 измерениям (длина, высота, ширина).

Игра «Кто летает».Она способствует формированию восприятия окружающего мира, учит выделять существенные признаки предметов. Игра «Что лишнее». Игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединить предметы в группы по какому-либо свойству, существенному признаку, проводить классификацию.

«Большой – маленький». Цель: совершенствовать умение различать фигуры по одному свойству (величине, цвету).

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Данные игры формируют умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Для успешного осуществления учебного процесса необходимо формирование таких основных свойств внимания, как устойчивость, переключение, распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одного вида деятельности к другому. О распределении внимания свидетельствует умение действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Будущие первоклассники в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами. На пороге школьного возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что вызвано у ребенка необычными, новыми, интересными в данный момент предметами. Произвольное же внимание предполагает способность сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно.

Игры «Что изменилось»,«Горячо – холодно». Эти игры развивают внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

«Съедобное – несъедобное» Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй - слуховое.

«Цепочка слов» Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.

Игра «Угадай, из чего сделан предмет» Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия видов материалов. Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия видов предметов. Игра «Достань названный предмет» Цель: уточнить и углубить знания детей о геометрических предметах. Развивать внимание, образное мышление. Игра «Найди различия» Цель: развивать внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять навыки счета

Игра «Найди одинаковые предметы» Цель: развивать внимание, умение сравнивать. Игра «Какой игрушки не хватает» Цель: развить внимание, зрительную память.

Игра «Будь внимателен» Эта игра может проводиться с одним ребенком или группой детей. Цель: развить внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Игра «Алфавит» Цель: развить внимание, учить буквы алфавита. С группой детей можно провести игру на выбывание.

Игра «Внимание» Цель: развить внимание, зрительную память. Игра «Лови мяч» Цель: развить внимание, ловкость. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Игра «Путаница» Цель: развить внимание, воображение.

Игры «Исправь ошибки», «Что мы слышим» Цель: развить слуховое внимание

Игра «Кто больше заметит небылиц» Цель: развить внимание, умение замечать не логичные ситуации.

Группа игр, направленная на развитие памяти, предполагает совершенствование зрительной, слуховой и тактильной памяти. В предшкольном возрасте память, так же, как и внимание, становится произвольной, т.е. ребенок может поставить перед собой цель – запомнить, что-либо. Задача учителя в том, чтобы помочь подобрать средства, облегчающие процесс запоминания.

Игры, развивающие память

«Кто больше запомнит» «Чей предмет?» «Пересказ по кругу» «Двигательная память» «Цвета» «Форма предметов» «Запоминаем рисуя» «Где спрятана игрушка?» Развивает зрительную память и внимание ребенка.

«Запомни картинки» Рекомендуется для развития зрительной памяти.

«Рисуем по памяти узоры» Направлена на развитие зрительной памяти.

«Запоминаем вместе» Для развития слуховой памяти.

Упражнение для развития зрительной памяти Для организации работы с ребенком вам потребуется карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации карточек 10 секунд. После демонстрации одной из картинок следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в данной последовательности.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Успешная учебная деятельность предусматривает умение ребенка выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом, соотношение их частей. Необходимо научиться пользоваться различными планами, схемами, уметь рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Игры, развивающие логическое мышление

Уже в раннем возрасте у ребенка начинает развиваться мышление. Однако совершенствование логических способностей невозможно вне развития речи ребенка, поэтому во время любой игры надо обязательно стараться, чтобы ребенок как можно точнее формулировал свой ответ.

«Кто кем будет?» Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т.д. При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов. Вариантом этой игры является игра «Кем быть?» Кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребенком), корова, дуб, рыба, яблоня, хлеб, шкаф, дом, сильный и т.д.

«Сложи картинку» «Угадай, что я загадал» Для этой игры очень удобно использовать карточки и наборы «Парные картинки».

«Собери цветок» «Зоологическое лото» Кто живет в воде, в земле, в пустыни, на севере, в лесу, в джунглях? Из набора предложенных картинок дети выбирают необходимые.

«Что кому нужно?» Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и подбирает соответствующие орудия труда.

«Когда это бывает?» Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).

«Найди такой же» Из обломков геометрической мозаики можно собрать игру, в которой каждый из фигурок будет по две штуки. Ребенок выбирает исходную фигурку и ищет точно такую же. На этом же наборе можно проводить классификацию по цвету и по размеру.

Сравни предмет Найди 5 отличий в следующей картинке

«Что лишнее?» Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:

Что лишнее?

Почему? Назови отличительный признак.

«Где игрушка» Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.

Важное значение имеет развитие творческих способностей ребенка, что подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Нужно уметь не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Игры, развивающие творческие способности, воображение

Игры на развитие сообразительности «Сборщики» «Газета» «Перекати шар» Игра «На что это похоже» Цель: развить воображение, образное мышление. Игра «Нагрузим машину» Цель: формировать умения копировать действия ведущего. Стимулировать внимание детей, развивать воображение, сообразительность.

Игра «Сценарий»

«Узнай на ощупь» Цель: развитие тактильных ощущений, дифференцированного восприятия, речи. «Ветер в лесу» Цель: развитие координации крупной моторики, снятие усталости, восстановление работоспособности. Дети показывают, что делает ветер в лесу:

качает деревья;

кружит листочки;

гнет траву и кусты.

«Конструирование фраз» Цель: развитие навыков творческого конструирования образцов. «Неоконченный рассказ» Цель: развитие образного и воссоздающего воображения ребенка.

«Три краски» Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественного восприятия.

«Составь рассказ» Представь, что ты на какое-то время можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз хотел бы ты получить от хозяина? Составь рассказ от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни».

«Закончи рисунок»

«Дорисуй машину»

«Помоги достроить дом»

Выделяют еще одну группу игр, помогающих непосредственно подготовить ребенка к школе. Это игры, дающие элементарные математические представления, знакомящие со звуковым анализом слова, подготавливающие руку к овладению письмом. Однако, на наш взгляд, каждая из таких игр ставит своей задачей развитие мышления, речи, памяти и воображения, т.е. рассматривать данные игры с позиции решения узкой учебной задачи было бы не совсем верно. Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка.

Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое количество наглядного материала используется. Оно может как возрастать, так и убывать. Полезны дидактические игры с минимальным количеством наглядного материала.

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).

Все игры для себя мы разделили на группы по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.) и по дидактическому материалу(игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Начнём с классификации по содержанию. В нашей группе по формированию математических представлений имеется много игр. Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить весь предложенный набор фигур: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино». Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7лет) головоломки с палочками. «Уникуб»- это универсальные кубики, вводящие ребёнка в мир трёхмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребёнку в будущем овладеть черчением, стереометрией, начертательной геометрией. «Формы», "Фигуры" (знакомство с геометрическими формами). Набор вкладышей и рамок Марии Монтессори. Цели игры: выработка умения узнавать и различать форму плоских фигур, развитие мелкой моторики, подготовка к письму и рисованию, развитие внимания, аккуратности, воображения, сопоставления.

Также в нашей группе есть игры по знакомству с окружающим миром.

1. Игры, развивающие внимание.

2. Игры, развивающие творческие способности, воображение.

3. Игры на развитие восприятия.

4. Игры, развивающие мелкую моторику руки.

5. Игры, развивающие речь.

6. Игры, развивающие логическое мышление.

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, и социальном мире.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).

06.12.2023 23:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!