СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 сентября 2012 года я столкнулась с вопросом обучения детей с задержкой психического развития. Работой со слабоуспевающими учениками я занимаюсь уже не первый год, но с 2012 года разработала системный подход.

Россия сегодня - это динамичное государство, которое быстро перестраивается, развивается и более прочно утверждается на международной арене. Меняется социальный состав общества, его ценности, а вместе с тем, его главные стандарты, а также стандарты образования. В настоящее время российское образовательная система переживает полосу кардинальных перемен. Модернизация и новаторство России ставит перед образовательным процессом новые требования и новые задачи, а старые традиционные подходы в обучении оказывается не в состоянии решить насущные вопросы времени в рамках современной школы. Нынешняя система образования, как социальный институт должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Современные выпускники, должны уметь влиться в быстро развивающееся, динамичное, высокотехнологичное, в большой степени виртуальное, общество.

Отсюда невозможно не подчеркнуть следующие противоречия:

? между новыми стандартами образования и формами сдачи экзаменов и традиционной подачей учебного материала.

? между социальным заказом современного общества и возможностью выполнить его в рамках традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу.

? между направленностью учебного процесса на развитие творческих способностей учащихся и формами обучения, нацеленных на передачу готовых знаний.

? между возрастающей нагрузкой учащихся за счет увеличения объема материала, углубления и разнообразия его содержания и реализацией личностного развития.

? между коллективным характером обучения и индивидуальными особенностями каждого ученика.

? между разноуровневой подготовкой учащихся и ориентацией преподавания материала на «среднего ученика».

Так же при изучении психолого-педагогической литературы мною было выявлено противоречие между необходимостью организации процесса личностно-ориентированного обучения и малым количеством разработок по использованию дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения школьников.

Выявленные противоречия позволили обозначить

проблему исследования: изучение эффективности дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся».

Цель исследования: теоретически установить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что дифференцированный подход является наиболее эффективным условием личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить психологические особенности слабоуспевающих учащихся.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения при работе со слабоуспевающими детьми.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Технология проекта Диагностирование слабоуспевающих учащихся.

При работе со слабоуспевающими учениками одним из важнейших этапов служит выявление причин отставания. На этом этапе необходимо сотрудничество учителя-предметника, классного руководителя, родителей и самого ученика. В проекте использовалась диагностика психолого-педагогической характеристики учащегося. Приложение №5

Программа деятельности по работе со слабоуспевающими детьми

Формы и методы работы со слабоуспевающими:

Организация деятельности

Большое внимание уделялось дифференциации урока и индивидуальным занятиям.

Обобщение и контроль знаний

Основной упор делался на «работе по силе» и дифференциации оценивания.

Результативность проекта.

Мой проект показал динамику роста каждого ученика, (личные диагностические папки) пусть даже незначительные сдвиги, но они давали огромный заряд, который умело и выражено «Громко», озвучивал учитель на уроке, для того чтобы не навредить, а только помочь ученику.

Мною были разработаны диагностические карты учащихся, в которых отражался весь их труд, красочно, наглядно и самое главное объективно и продуктивно. Приложение №4

А весь контроль за происходящим отмечался в заранее продуманных карточках (диагностических картах учителя). Приложение №3

В период с 01.09.2012 года по 01.03.2013 год, мною проведены 72 дополнительных из них 48 индивидуальных работ с неуспевающими учениками, в результате на начало учебного года по диагностическим работам оценку 2 (два) имели 80% учеников в ноябре, 60% учеников в декабре, 40% учеников в январе, 20% учеников в феврале (есть перспектива).

Наглядно можно продемонстрировать на диаграмме «Результативность»

Преимущества описанного проекта

Описанный проект имеет ряд преимуществ:

? данная методика не имеет строгих условностей и позволяет учителю импровизировать, разнообразить формы работы на уроке;

? позволяет обучать детей в соответствии с их индивидуальными способностями и возможностями;

? создает возможность для самовыражения и самоутверждения личности;

? помогает учителю выйти из условных рамок урока и организовать учебный процесс более творчески.

Заключение

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Основополагающим элементом этого подхода является действенное внимание к каждому ученику, его индивидуальности, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий направленных на повышение качества и развития каждого ученика.

При реализации подхода успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников и постоянно поддерживать интерес к предмету.

В результате работы было рассмотрено понятие «личностно-ориентированный подход» в психолого-педагогической литературе, определены психологические особенности слабоуспевающих учащихся, изучен дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения при работе со слабоуспевающими учащимися.

Для проверки эффективности дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения был проведен эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента я определила уровень обученности слабоуспевающих школьников, выявила их психологические особенности. На формирующем этапе эксперимента проводились занятия с применением дифференцированного подхода. В результате диагностики на контрольном этапе было выявлено, что учащиеся экспериментальной группы, с которыми проводились занятия с применением дифференцированного подхода, показали более высокий уровень успеваемости, качество знаний этих учащихся также повысился.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель проекта достигнута, гипотеза подтверждена.

Категория: Всем учителям
29.03.2015 19:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!