СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по программе профессиональной подготовки "Педагогическое образование: учитель начальных классов" Тема: Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе Глава 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Введение.... 3

Глава 1. Современные концепции педагогического процесса в начальной школе. 5

Глава 2. Современные технологии педагогического процесса в начальной школе.11

Заключение....24

Список литературы....26

Введение

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленная на повышение современного качества образования.Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельную деятельность, ответственность обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий, а также формирование комплекса личностных качеств у обучаемых.

Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Технологические идеи образования не так уж и новы.

Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха.

Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.

Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат. Это ядро любой технологии в образовании. В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах Песталоцци.

В основе технологического подхода лежат теория учебной деятельности и деятельностный подход в обучении (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который в последнее время все больше сочетается с концепцией личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д. Смирнов и др.).

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, сформулируем цели, задачи и предполагаемые результаты педагогического процесса:

Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.

Задачи:

Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;

- Активизировать познавательную деятельность учащихся;

- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.

- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;

- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.

Предполагаемые результаты:

- Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.

- Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;

- У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;

-Повышение динамики качества обучения.

Глава 1

Современные концепции педагогического

процесса в начальной школе

Концепция - это определенный способ понимания какого-либо явления, основная точка зрения. Назначение концепции – это изложение теории в конструктивной, прикладной форме.

Педагогическая концепция - это построенная на определенной теоретико-методологической основе современного педагогического опыта воспитания и обучения. Педагогическая концепция -это система идей и выводов о закономерностях педагогического процесса, о принципах его организации и о методах осуществления.

В современной школе наиболее распространены три вида обучения: объяснительно-иллюстративное( традиционный, сообщающий); проблемный; программированный.

В основе объяснительно-иллюстративного обучения лежат две психологические теории: ассоциативная теория научения и условно-рефлекторная теория.

Идея ассоциативной концепции научения следующая: всякое познание начинается с ощущений, восприятий, из восприятия- представления, а из представлений – понятия.

По ассоциативной концепции сущность научения составляет усвоение человеком связей, существующих между объектами., а в основу научения согласно ассоциативной концепции составляют наблюдение и сравнение, различение и отождествление, разделение и объединение, связывание и расчленение. Из этой психологической концепции обучения вытекает следующий общий путь обучения:

-от непосредственных ощущений и восприятий через их анализ и синтез

– к представлениям и понятиям. Наиболее яркими выразителями этого направления в дидактике явились Я. А. Коменский и И. Гербарт. Основными принципами научения являются: принцип наглядности, доступности, прочности, последовательности, систематичности, научности. С помощью методов рассказа, беседы, показа, объяснения и т.д. школьнику сообщали, объясняли. Роль ученика сводится к восприятию, осмыслению и запоминанию.

Физиологи и психологи концу ХIХ века обнаружили недостаточную пригодность ассоциативной теории для обучения трудовой, технической и практической деятельности, и разработали различные варианты новой концепции научения – условно-рефлекторная теория.

Сущность условно-рефлекторной концепции научения заключается в освоении индивидом новых, значимых свойств вещей и явлений. Содержание научения составляет образование связей между врожденными (безусловными) раздражителями и усваиваемыми (условными) реакциями организма. Необходимыми условиями образования условных рефлексов являются- подкрепление и повторение. В системе обучения младших школьников широко используются - познавательные и дидактические игры, конструирование, моделирование, художественное творчество, учебно-поисковые задания. Все это способствует развитию любознательности и творческой активности обучаемых. Поиск путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся.

Ассоциативным теориям обучения противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход и изначально ориентированные на развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся. К таким теориям относятся: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

Идея развивающего обучения – это основная идея, которая определяет цель и характер современных дидактических концепций( И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др).Научное обоснование развивающему обучению впервые было дано отечественным ученым Л. С. Выготским в статье «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте». Л. С. Выготский проанализировал проблему соотношения обучения и развития и пришел к выводу, что только то обучение является хорошим, которое ведет за собой развитие. И уже 60-х г.г. ХХ в. в России начинают активно появляться и развиваться дидактические концепции, методологической основой которых стала идея Л. С. Выготского.

Развивающее обучение- это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития (В. В. Репкин).

Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова – одна из первых концепций, которая внесла в школу гуманистическую тенденцию организации педагогического процесса. Она формируются прежде всего в цели – общее развитие учащихся. Эта цель предполагает не просто усвоение ребенком определенной суммы знаний, и даже не умственное развитие средствами системы учебных предметов. Теория ориентирует на целостную, уникальную личность со всем богатством ее потенциальных возможностей и индивидуальным ходом развития. В качестве составляющих, характеризующих общее развитие, были названы: деятельность наблюдения, мышление, практические действия. В то же время общее развитие определяется как развития ума, воли, чувств учащихся. Эмоционально-волевое развитие рассматривается в качестве важнейшего показателя успешности учения.

Основу системы обучения, по Л. В. Занкову, составляют следующие взаимосвязанные принципы:

-обучение на высоком уровне трудности,

- быстрый темп в изучении программного материала,

-ведущая роль теоретических знаний,

-осознание школьниками процесса учения,

- целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся.

Принцип обучения на высоком уровне трудности -предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Принцип обучения на высоком уровне трудности позволяет раскрыть духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и средством, обеспечивающим переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности предполагает меру трудности, которая имеет относительный характер;

Принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Еще Л. С. Выготский подчеркивал, что формирование понятий в школьном возрасте осуществляется разными путями. Поэтому ограничиваться формированием лишь конкретного мышления у младших школьников – значит тормозить их развитие;

Принцип осознания школьниками собственного учения. Этот принцип направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Кроме того, этот принцип, по мнению Л. В. Занкова, подчеркивает важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладевать мыслительными операциями.

Принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности обучаемых.

Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и др. Система Л. В. Занкова отличается богатством содержания. В ней поставлена задача – дать обширную картину мира на основе наук, литературы, искусства. Методам обучения свойственна многогранность, обращенность к пробуждению ума, чувства, положительных эмоциональных переживаний. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Гибкость, динамичность урока, структура урока обусловлена тем, что процесс познания организуется «от ученика». Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей, и вместе с тем сохраняется целостность, органичность, логическая и психологическая завершенность. На каждом уроке ученик овладевает дозой теоретических знаний, но учитель не дает их в готовом виде. Он помогает ребенку видеть, слышать окружающий мир, наблюдать, сравнивать, анализировать, опираясь на имеющиеся знания, жизненный опыт. Учитель организует самостоятельную, творческую деятельность класса и каждого ученика. Построение учебников начальных классов такое, что с ним связывается определенное представление о формировании системы знаний у школьников.

Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Проблему развития ребенка в процессе обучения в 50-60-х г.г. ХХ в. исследовал научный коллектив ученых во главе с Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым. Авторы ставят цель – развитие теоретического мышления учащегося. В основе такого мышления лежит содержательное обобщение. Важными компонентами мышления являются такие действия как: анализ, планирование, рефлексия.

Основой понимания сути развивающего обучения в данной концепции является теория учебной деятельности и её субъекта. В этой теории речь идет не об усвоении учеником знаний, умений и навыков, а об овладении теоретическими знаниями. Их содержание отражает происхождение, становление и развитие какого-либо предмета. Учебная деятельность рассматривается через включающиеся в нее потребности, мотивы, задачи, действия, операции.

Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Обучающий должен уметь рассматривать основания собственных действий, т.е. рефлексировать.

Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно ( участвуют в коллективных диалогах, дискуссиях, где решаются учебные задачи), но постепенно учебная деятельность начинает осуществляться индивидуальным субъектом. Изучаемые объекты (слово, число и т.д.) предстают перед учащимися как целостная система в ее существенных свойствах, именно через понятия.

В. В. Давыдов подчеркивает, что теоретическое мышление в отличие от эмпирического выходит за пределы чувственных представлений, вскрывает генетически исходное, всеобщее основание или сущность системы с различными проявлениями, внутренними отношениями, связь всеобщего с единичным. Логика организации учебной деятельности ученика такова:

- «столкновение» ученика с научным понятием,

- «принятие» ребенком понятия и включение его в реальную деятельность,

- выделение учебно-практической задачи,

- включение понятия в структуру учебной деятельности.

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Всесторонняя интерпретация этой концепции дана в работах Л. И. Айдаровой, А. К. Марковой, В. В. Рубцова, В. В. Репкина, Г. А. Цукерман и др. Концепция Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова продолжает развиваться и в настоящее время.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)

П. Я. Гальперин создавал свою теорию в 60-х г.г. XX столетия. В дальнейшем его идеи разрабатывали Н. Ф. Талызина, Г. В. Габай, Н. А. Менчинская.

Теория П. Я. Гальперина развивалась на психологической идее интериоризации. Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит определенные этапы.

На первом этапе формируется мотивационная основа действия – складывается отношение учащегося к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения.

Второй этап – составление схемы ориентировочной основы деятельности (действия) (ООД). На этом этапе перед учащимися раскрывается содержание ООД, происходит введение в предмет изучения, показывается, как и в каком порядке выполняются три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительские, контрольные.

Третий этап – формирование действия в материальном виде. Этот этап дает возможность обучаемым освоить содержание действия, а обучающему осуществить объективный контроль за каждой операцией.

Четвертый этап – формирование действия как внешнеречевого. На первом и втором этапах речь служила системой указаний. На третьем этапе все элементы действия представлены в форме внешней речи, т.е. проговариваются учеником вслух. Речевое действие обязательно должно быть освоено в развернутом виде. Обобщение действий на этом этапе приобретает новые возможности.

Пятый этап – формирование действия во внешней речи про себя. Действие выполняется беззвучно и без прописывания ( проговаривание про себя). Действие – развернуто, сознательно, обобщено, но быстро начинает сокращаться и автоматизироваться, приобретая вид действия по формуле.

Шестой этап – формирование действия во внутренней речи. Действие быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступно самонаблюдению. Это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.

Поэтапное формирование умственных действий позволяет строить усвоение этих действий планомерно, целенаправленно, при этом не возникает проблемы разрыва знания от умений и навыков. Знания формируются без предварительного заучивания, а в процессе применения к решению практических задач.

Единицей содержания обучения выступают не ЗУН, а умственные и практические действия, которые объединяют в себе знания об изучаемом объекте и действии над ним, а также умения и навыки, составляющие способ действия на основе знания. На первом – третьем этапе наиболее эффективен пооперационный контроль за действиями учеников. Но постепенно внешний контроль заменяется внутренним, превращаясь на заключительном этапе в акт внимания

П. Я. Гальперин считал, что основным условием успешного формирования действия является ООД, которая имеет полный состав. ООД составляется теоретическим способом на основе общего принципа. Методы обучения, построенные на основе теории П. Я. Гальперина, легли в основу алгоритмизированного и программированного обучения и широко используются на всех ступенях обучения.

13.01.2018 14:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!