СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционная поддержка образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В.С.Звонов

Неправильно говорить о дистанционном образовании. Образование – это то, что человек получает сам в результате самостоятельной напряженной работы. Оно либо есть, либо его нет. И это не зависит от того, диплом какого вуза у человека в кармане. Следует говорить о дистанционном обучении. Роль педагога в процессе образования огромна. Он подобен лоцману, который ведет человека от одной цели к другой, помогая ему обходить мели и находить верные пути. Главное - это мотивация обучения. В переводе с французского мотив – это побудительная причина. Обучающийся должен иметь желание учиться или осознавать необходимость этого. Только педагог может породить конфликт между тем, что у обучаемого уже есть (полученные знания, умения, навыки, общеобразовательный уровень), тем, что было и что будет в результате обучения. Компетентностный подход рассматривается в современной стратегии модернизации методической системы образования в качестве основного направления ее обновления. Согласно существующей теории компетентности, научение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности, а более конкретно:

Бессознательная некомпетентность

При бессознательной некомпетентности учащемуся неизвестно, что он не знает (или не умеет делать) что-либо. Он находится на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю». Возможно, он практически не испытывает потребности или нужды в приобретении этого умения или знания и поэтому еще не осознал дефицит собственной компетентности.

Осознанная некомпетентность

При осознанной некомпетентности учащийся приобретает знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю».

Осознанная компетентность

Для того чтобы стать осознанно компетентным, человеку нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформальное). Часто на этой стадии он в точности копируете действия вашего учителя.

Бессознательная компетентность

При бессознательной компетентности знания и умения используются столь часто, что становятся «привычками».

Методология перехода от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности для разной категории обучающихся может быть разной. Как мотивировать мышление обучаемого? Это самое важное, на чем должно быть сосредоточено внимание педагога в самом начале любого занятия. Для этого существует целый ряд педагогических приемов:

Надо породить противоречие

A) между тем, что необходимо и тем, что он может получить

Б) между тем, что он уже делал и между тем, что он может сделать

B) между тем, что он из себя представляет и тем, кем он может стать

Г) между тем, что он думает об этой порции учебного материала и тем, что об этом думают его товарищи.

Если нет стимулов для образования, то невозможно заставить человека, да еще на расстоянии, если речь идет о дистанционном обучении, изучать науки, которые, как ему кажется, никогда не пригодятся. Зачем забивать голову всяким мусором? Именно прагматизм современного человека приводит к снижению уровня образования. И если раньше о нас говорили, как о самой читающей стране в мире, то сейчас это не так. Раньше читали Лермонтова, Пушкина, Толстого, Достоевского, то сейчас самой модной писательницей стала Дарья Донцова. Если раньше смотрели “9 дней одного года”, “Коллеги” по книге Василия Аксенова, то сейчас Аксенов не пишет романтических произведений. От нашей действительности он уехал в Америку. Сейчас люди вынуждены смотреть Улицы разбитых фонарей, Марш Турецкого, Зона. Таково веление времени. О чем говорить, если повсеместно сокращается курс физики в вузах. Если раньше на лекциях будущим инженерам рассказывали о теории расширяющейся Вселенной Фридмана, то сейчас всю ядерную физику приходится рассказывать за 2 часа. Как трудно мотивировать процесс познания в таких условиях. Раньше больше было удовлетворения от хороших ответов на экзаменах. Мы не стали хуже учить. Люди стали хуже учиться. Это на дневном отделении, а на заочном, на мой взгляд, они вообще перестали учиться. Зачем люди, которые обучаются без отрыва от производства, отрывают личное время от отдыха, от семьи. Их можно уважать в стремлении получить образование. Но не многое его получают. Трудно заставить себя переходить от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности. Сейчас есть все возможности для того, чтобы помочь желающим получить образование путем самостоятельных занятий. И главная задача педагога – помочь обучающемуся ориентироваться в море информации. Единственное, что от него требуется –поверить педагогу, что та или иная информация ему жизненно необходима. Трудно поверить, что пожарному необходимо умение брать интегралы, или решать дифференциальные уравнения. А уж без законов Ома, Ньютона, Кирхгофа он точно может обойтись. Но нет другой возможности развития творческого, алгоритмического мышления за достаточно короткий срок без изучения физики и математики. Еще М.В.Ломоносов говорил, что”математика и физика юношам очень полезны, так как они развивают мышление и учат думать”. Химия сродни искусству, и без знания химии трудно обеспечить грамотно пожарную безопасность. Но и химию сократили вдвое. До недавнего времени особенностью нашего образования была его фундаментальность. А сегодня в угоду пожеланиям тех, кто платит деньги за так называемое образование, образование становится утилитарным. (Кто платит, тот и музыку заказывает) У нас все проще стало получать удовлетворительные оценки. А скоро станет совсем просто. Внедряемая без особого смысла система компьютерного тестирования может превратиться в механизм по выдаче дипломов. Только не нужно их называть дипломами об образовании. Да весь мир осознал важность образования. В Японии 90% трудоспособного населения имеет высшее образование. Болонская конвенция тоже подразумевает увеличение доли образованных людей в Европе. Мы должны находиться в русле этих тенденций. А как это сделать? Нужно создавать новую систему образования, а методы образовательного процесса могут включать в себя дистанционную поддержку образования, как составную его часть. Дело это непростое. Чему учить и как учить – эти вопросы всегда стояли перед педагогом. Стоят они и при организации дистанционной поддержки образования.

16.10.2020 18:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!