СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к педсовету

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях»

В задачах, сформулированных ВОЗ по достижению Здоровья в 21-м столетии, определено, что охрана здоровья – это совокупность совместных мер, предпринимаемых на уровне общества и направленных на усиление общественного контроля за факторами, влияющими на  здоровье населения. По мнению экспертов ВОЗ, система образования выступает идеальным каналом для формирования здоровья учащихся и транслирования опыта укрепления здоровья на общество. Создание программ охраны здоровья и санитарного просвещения на базе школы — реальный и действенный механизм для ликвидации пробелов в системе медицинского обслуживания и для охвата больших слоев населения.

Действительно, образовательные учреждения крайне привлекательны в плане сохранения и укрепления здоровья населения. Большинство детей и молодежи посещают образовательные учреждения и проводят там значительное количество времени. Многие образовательные учреждения в миниатюре представляют собой общество в целом. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – давать знания. Именно в школьные годы складывается индивидуальный характер, происходит формирование личности, общественной позиции и психологии человека.

Образовательное учреждение и само заинтересовано в наращивании здоровьесберегающего потенциала, так как существует тесная взаимосвязь здоровья учащихся и учебного процесса, который может быть недостаточно эффективным из-за ограничений, связанных со здоровьем учеников. Как следствие, перед образовательным учреждением остро встает необходимость поиска компромисса между обязательностью решения образовательных задач, связанных, прежде всего, с достижением требуемого уровня образованности, и необходимостью сохранения при этом здоровья участников образования. Данный компромисс составляет основу здоровьесбережения.

В России здоровьесберегающая функция образовательного учреждения закреплена законодательно и активно поддерживается государством .

На основе Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 86% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья.

Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. И что же мы можем наблюдать?

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20 — 25 % первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.

 На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Выделяют следующие их формы:

-       заболевания костно-мышечной системы;

-       органов зрения;

-       болезни органов дыхания;

-       органов пищеварения;

-       нервные и сердечнососудистые заболевания.

   Проблема здоровья  у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

      На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

     Именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

     На школьников воздействуют те же угрожающие факторы, что и на других людей. Это наследственность (генетические факторы); воздействие природной среды (экология); уровень медицинской помощи (эффективность работы системы здравоохранения); образ жизни человека и характер его основной деятельности. Именно этот последний фактор играет определяющую роль для здоровья человека.

Факторы, влияющие на здоровье человека

ОБРАЗ ЖИЗНИ

50%

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

20%

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

20%

СИСТЕМА ЗДАВООХРАНЕНИЯ

10%

     Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

     Задача школы  — не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и  неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь  недопущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.

     Основная задача педагогического коллектива школы заключается в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.

В основе деятельности школы по формированию здоровья должна лежать позитивная модель здоровья, которая подразумевает развитие у индивида способности к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению самого себя и своего окружения в лучшую сторону. Это означает также, что индивид должен учиться подходить к решению проблем и перенесению трудностей в жизни в конструктивном духе, вместо того, чтобы просто защищать себя от них. Здоровым может считаться такой человек, который способен реализовать свои потенции роста и самовыражения и внести свой вклад в развитие общества.

Меры по обеспечению здорового образа жизни не должны сводиться лишь к предупреждению о тех или иных факторах риска или пропаганде конкретных способов изменения стереотипов поведения. Деятельность в области укрепления здоровья должна включать разнообразные способы помощи молодым людям в решении их индивидуальных задач, связанных с развитием, а также социальных проблем, касающихся их учебы и досуга и имеющих для них особо важное значение.

Таким образом, системообразующим направлением деятельности школы признается социально-психологическое и,  соответственно, проблема здоровья молодых людей в условиях образовательного учреждения — это педагогическая проблема, непосредственно связанная с организацией целостного учебно-воспитательного процесса.

Категория: Физкультура
30.12.2014 13:31


© 2014, sportmaster 784

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!