СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методобъединение

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Системно-

деятельностный

подход в преподавании

истории и

обществознания»

Выполнила: Булгакова Е.П.- учитель

истории и обществознания

МКОУ «Булгаковская основная

общеобразовательная школа.

Системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания» – это тема, которая актуальна, потому что в современных условиях именно системно-деятельностный подход создает основу для получения качественно новых образовательных результатов.

Многие годы целью школьного обучения было овладение системой знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых в последнее десятилетие международных сравнительных исследований настораживают. Российские школьники неплохо выполняют задания репродуктивного характера, но показывают низкие результаты при выполнении заданий, связанных с наблюдением, классификацией, сравнением.

Мне думается, если школьнику с младших классов внушать, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь, тогда можно избежать целый ряд проблем, связанных причинами неуспеваемости обучающимися, инфантилизмом и нравственной незрелостью. Ведь образование и воспитание единое целое в образовательном процессе. В обучении происходит воспитание решимости, порядочности, самоуважения. Помощь товарищу в учёбе есть пример благородства и самопожертвования; не списывая, сам решил трудную задачу – воспитание силы воли и честности. И творчески работающий учитель сам самостоятельно отбирает среди современных педагогических технологий те, которые становятся эффективными в учебно-воспитательном процессе для его обучающихся.

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Новая технология образования 21 века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения и навыки и универсальные учебные действия - универсальные способы деятельности:

- познавательные;

- информационно-коммуникативные;

- рефлексивные.

На этой методологии основываются стандарты нового поколения. Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение обучающихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций - эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале - он должен находить свои способы действий.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у обучающихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Следующий компонент системно-деятельностного подхода - это самоконтроль и самооценка.

Все эти 3 этапа:

- мотивационный, на котором ставится учебная задача, с актуализацией знаний, умений и навыков;

- планирование и организация деятельности, здесь нужны учебные действия с созданием ситуации успеха, именно на этом этапе вырабатываются универсальные учебные действия;

- самоконтроль и самооценка, такая последовательность необходима на любом системно-деятельностном уроке.

Постановка учебной задачи.

Это этап мотивации и целеполагание деятельности. Здесь обучающиеся должны быть включены в проблемную «коллизию» («Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать- мне интересно»)Четко формируется цель урока после заданий, актуализирующих знания обучающихся.

Открытие детьми нового знания.

На этом этапе идет решение проблемы. Обсуждение, дискуссия, диалог, поиск, когда нет готового образца; система вопросов учителя приводит к открытию нового знания. В завершение учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмом действий – то есть того универсального способа, которым должен воспользоваться ученик в дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, обозначенной алгоритмом действия (что делаю, почему, что идет и за чем, что должно получится). Эффект усиливается от сочетания устной и письменной речи – озвучивание действий – это маленькая поисковая работа в сознании ученика. Она обязательна. Эффективность первичного закрепления зависит от варьирования и полноты «проигрывания» учебного материала (использование нестандартных приемов, игры, занимательности, индивидуального подхода к слабым и сильным и т.д.)

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Задачи четвертого этапа – самоконтроль и самооценка. Здесь не нужна громкая речь ни учителя, ни ученика. Всё переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Важно, чтобы на этом этапе была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается); у ученика возникло желание закрепить удачный результат. Все четыре этапа над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая во времени. Обычно на это уходит 25 минут. Оставшееся время можно посвятить закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков, интегрировав их с новыми ЗУН или занятия опережающей подготовкой к следующей теме урока. Здесь же в индивидуальном порядке необходимо доработать ошибки по новой теме, которые могут возникнуть на этапе самоконтроля.

Завершающая точка урока: самооценка, оценка и задавание на дом.

На последующих уроках происходит отработка изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия.

Итак, системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть учение, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.

Каждый раз мы, учителя, составляя проект очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:

А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;

В) какие методы и средства обучения выбрать;

Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. И этому надо учиться (сделать подборки по системно-деятельностному подходу из опыта лучших учителей).

Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.

На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готовому к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение обучающимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени.

При выборе проекта по доминирующей деятельности обучающихся я остановилась на 2-х типах. Первый - практико-ориентированный тип отличается чётко обозначенным результатом, ориентированным на социальные интересы самих обучающихся и моральные принципы: отзывчивость, верность долгу, ответственность за коллективные решения. Второй тип проекта - информационный, который предполагает сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении, ознакомление с этой информацией, её анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эффективность проектной деятельности достигается при условии исследования различных источников информации и грамотного обоснования собственной точки зрения на рассматриваемое явление. В 6 классе по истории средних веков на практико-ориентированном проекте по теме «Столетняя война и влияние её итогов на политическое развитие Англии и Франции», обучающиеся сами исследовали разные причины войны двух стран и сделали умозаключение об одинаковых политических последствиях для Англии и Франции в XV в., то есть в результате Столетней войны в этих странах складывались централизованные государства с абсолютной монархией.

Информационный проект по теме «Процесс развития рем6сла и торговли раннего средневековья и его последствия в позднем периоде средневековья» был направлен на исследование гипотезы о существовании связи между отделением ремесла от сельского хозяйства и изменениями социальной структуры общества.

На итоговом уроке обучающиеся предоставили схему «Причины и следствия отделения ремесла от сельского хозяйства», опорный сигнал «Управление коммуной, рисунки «Борьба города с сеньорами».

Были отмечены следующие результаты исследовательских работ:

Во-первых, торговля между городом и деревней способствовали развитию рыночного механизма; во-вторых, укрупнение ремесленного производства привело к появлению мануфактур; в–третьих, в развитых государствах Европы зарождалась прослойка буржуазии, слой наёмных рабочих, а значит, изменялась социальная структура общества.

Формирование компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в гражданско-общественной и социально – групповой деятельности способствует цепочка мотивационного аспекта: вера в успех, вдохновение, интерес, внутренний мотив (самоутверждение, саморазвитие, самосовершенствование).

Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нём продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа с документально-методическим комплектом способствует развитию критического мышления.

Системно-деятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаётся перевести собственную цель – «научить ребёнка» в собственную цель ученика «научиться».

Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно - познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Итак, системно-деятельнсотный подход – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Категория: История
13.04.2016 22:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!