СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Использование современных образовательных технологий на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Мониторинг (при проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.) показал, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.

Эта проблема меня насторожила, и заставила о многом задуматься. Я вышла в Интернет на сайт «Сеть творческих учителей», изучила ряд литературных источников и увидела, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс идет полным ходом. И решила попробовать ИКТ для активизации познавательной деятельности на своих уроках. И из всех примененных мною методов они оказались наиболее эффективными.

Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает:

1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;

2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния;

3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания. Информационно – коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.

Основные формы работы с ИКТ, применяемые мною на уроках географии:

  • Организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
  • Применение информационных технологий для расширения кругозора.

Выделяют следующие виды компьютерных программ: учебные; тренажеры; контролирующие; демонстрационные; имитационные; справочно-информационные

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока.

При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Уроки обобщающего повторения провожу в игровой форме (6-8) класс. Игры разрабатываю на основе собственно разработанного цифрового учебно-наглядного комплекса.

Разработка проекта.

Применение цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии.

Проблема исследования: сформулирована следующим образом: Какие компоненты информационно-коммуникационной технологии, возможно, использовать на уроках географии с наибольшей эффективностью?

Что должен содержать цифровой учебно-наглядный комплекс? Как внедрить цифровой учебно-наглядный комплекс в учебный процесс?

Цель: разработать цифровой учебно-наглядный комплекс для использования на уроках физической географии (6-8 класс).

Объект: цифровой учебно-наглядный комплекс.

Учебно-наглядный комплекс (по определению Г.Н. Элькина) – набор учебных пособий, визуальных средств обучения, книг.[8]

Предмет: дидактические подходы к реализации цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии.

Гипотеза исследования: использование цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии будет способствовать активации познавательной деятельности школьников и станет возможным, при:

  • комплексном использовании различных каналов поступления информации (зрительном, слуховом, мышечном);
  • содержание дидактической модели применения цифрового учебно-наглядного комплекса основано на приведении в синхронное соответствие системы: учебник - атлас - контурная карта - цифровой учебно-наглядный комплекс.

Задачи исследования:

1.Отобрать необходимые компоненты информационно-коммуникационной технологии и наполнить содержанием само понятие «цифровой учебно-методический комплекс»?

2.Подготовить материал для создания цифрового учебно-наглядного комплекса.

3.Определить темы в курсе географии, где возможно использование комплекса.

Проведение апробации осуществлялось на базе Кинель-Черкасской СОШ №1 учителями географии – И.А. Ржевская, О.А. Бодрова.

Общая методология

Теоретическими источниками работы явились А.А. Лобжанидзе, «География. Планета Земля» А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева «География: земля и люди», Коринская В.А. «География материков и океанов», Крылова О.В. «Уроки географии», Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы по географии».

Методы работы

Для изучения каждого аспекта проблемы был определён метод, адекватный исследуемому вопросу:

  • Теоретический анализ и синтез использовался при изучении литературных источников;
  • Метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (беседа, тестирование);
  • Математические методы использовались на этапе анализа информации.

Этапы работы. Работа выполнялась в течение 2003- 2009 учебных годов. Первый этап (2003-2004) - научно-практическое знакомство с проблемой. Второй этап (2004-2005) - накопление эмпирического опыта и переосмысление уже имевшегося опыта по содержанию и особенностям цифрового учебно-наглядного комплекса. Третий этап (2005-2006) - начало апробации на экспериментальном классе.

Выдвижение гипотезы исследования, обработка полученных данных, анализ результатов, написание отчётов.

Четвертый этап (2006-2009) – использование во всех классах, где изучается физическая география.

Научная новизна работы состоит в следующем:

  • Разработан авторский цифровой учебно-наглядный комплекс, содержащий материал, наиболее адекватно отражающий содержание современной физической географии.
  • Разработана дидактическая система применения цифрового учебно-наглядного комплекса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в практику работы внедряется цифровой наглядно-учебный комплекс, позволяющий привести в синхронное соответствие материал учебника, атлас, контурную карту и цифровой наглядно-учебный комплекс.

Результативность Сравнение ЗУН учащихся, участвующих в эксперименте и обучающихся по традиционной системе (классы по способностям примерно одинаковые)

ЗУН

Класс, участвующий в эксперименте

Класс, обучающийся по традиционной системе.

Качество знаний по предмету

76%

73%

Владение картой

70%

65%

Умение определять координаты

84%

80%

Умение составлять план местности

74%

70%

Умение составлять план местности

74%

70%

и т. д.

Электронный носитель, содержащий визуальные и аудиальные средства обучения.

  • фотоизображение географических объектов по темам
  • технологические карты уроков (34)
  • контурная карта – тренажер.

Результат применения ИКТ на уроках географии.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

  • повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать мышление и творческие способности учащихся;
  • формировать активную жизненную позицию,
  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
  • развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;
  • повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);
  • реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.

Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

Категория: География
15.10.2016 12:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!