СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронное портфолио как средство оценивания педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронное портфолио

как средство оценивания педагогической деятельности

Огрызко Ирина Владимировна

учитель математики

МБОУ СОШ № 2, г. Донецк, Ростовская область, РФ

Электронное портфолио является инновационным видом профессиональной активности и представляет собой один из способов фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных педагогических достижений за определённый отрезок времени. Портфолио в то же время можно считать важнейшим инструментом мониторинга профессиональной деятельности.

Портфолио позволяет выявить динамику предметных знаний, степень сформированности общепрофессиональных компетенций и отражает результат профессиональной деятельности педагога по решению учебных задач. В данном виде представления педагогических достижений учитываются показатели владения современными образовательными технологиями, включённости в методическую работу, а также показатели инновационной деятельности.

Электронное портфолио в мировой практике понимается как часть стратегии электронного обучения. В статье «Электронное портфолио педагога» Е.Г. Столярова определяет его как демонстрационный набор материа­лов, позволяющий наглядно представить и оценить профессиональный уровень педагога, его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения [Столярова, 2012]. А.С. Тикуркина понимает электронное портфолио как «пакет мате­риалов, размещенных на электронном носи­теле (в сети Интернет или на диске), свиде­тельствующих о результате профессиональ­ной деятельности учителя и позволяющих учителю самостоятельно или совместно с коллегами анализировать объем проведенной работы, динамику прогресса, а также наме­тить ориентиры для дальнейшей профессио­нальной деятельности на краткосрочную перспективу» [Тикуркина. 2013, 137].

Электронное портфолио имеет ряд преимуществ по сравнению с бумажным вариантом. Оно обладает чёткой структуризацией материалов, ярко выраженной наглядностью, более оперативно, так как позволяет своевременно вносить необходимые изменения. К тому же, электронное портфолио более функционально, так как даёт возможность представить собственный педагогический опыт большему числу коллег и методистов и тем самым одновременно создаёт структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которая постоянно пополняется.

Преимуществом электронного портфолио является и то, что поместить в него можно и видеолекции, и фотографии, и мультимедийные презентации. Таким образом, педагог, фиксируя свои профессиональные достижения, создаёт структурированную базу цифровых образова­тельных ресурсов. Электронный ресурс можно постоянно дорабатывать и попол­нять, и сам этот процесс «включает рефлексивную позицию преподавателя, сти­мулирует его профессиональное саморазвитие, а его деятельность становится ещё более публичной за счёт расширения аудитории, оценивающей его профес­сиональные достижения. При создании электронного портфолио преподавателя демонстрируется его компетентность в отношении информационно-коммуникативных технологий, а это является важной составляющей аттестации педагогической деятельности» [Гюрова, Зелеева, 2012, 285].

Электронное портфолио может быть создано в форме мультимедийной презентации или сайта. Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт педагога может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса. Мультимедийные презентации помогают преподавателю наглядно представить педагогические достижения. При этом необходимо максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Однако содержательная организация мультимедийных презентаций на этапе создания презентации и в процессе её использования является приоритетной. Не следует перегружать презентацию спецэффектами, так как это снижает её эффективность. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.

Электронное портфолио может также создаваться с помощью следующих инструментов:

  • сервис ПримВики;
  • социальные сервисы хранения закладок;
  • социальные фотосервисы;
  • сетевые дневники.

Традиционно для оценивания качества работы преподавателя используются несколько видов портфолио:

· профессиональное портфолио;

· портфолио преподаваемой дисциплины;

· портфолио препода­вательской деятельности.

Профессиональное портфолио часто используется как портфолио достижений. Качество профессиональ­ной деятельности педагога в последнее время стало объектом пристального внимания методических объединений. Следует учитывать, что труд педагога весьма сложно оценить единовременно, так как его деятельность не исчерпывается преподаванием. Необходимо учитывать и научные достижения, профессиональное и личностное развитие, которое, безусловно, также отражается на преподавательской деятельности.

Профессиональное портфолио должно содержать не только биографическую информацию и сведе­ния о профессиональной квалификации, но также профессиональную концеп­цию, образцы учебных материалов, описание деятельности, планы занятий, обратную связь о работе преподавателя от учащихся, коллег и администрации учебного заведения. Соответственно, чем глубже портфолио отражает различные стороны деятельности учителя, тем вероятнее будет прогноз в отношении качества его педагогической деятельности.

Портфолио преподаваемой дисциплины указывает на её место в учебном плане, её цели и задачи, а также отражает содер­жание дисциплины. Данный тип портфолио также предполагает наличие списка источников, описание методов преподавания, предполагаемые результаты обучения. В задачи преподавателя входит создание собственной уникальной кон­цепции преподаваемой дисциплины, соответствующей его профессиональным ценностям. При этом педагог должен понимать необходимость регулярного пополнения и углубления его содержания. Портфолио преподавательской деятельности начали использовать в семидесятые годы двадцатого века в Канаде как возможность рефлексии педагога в отношении собственной деятельности. Данный метод оценки качества образования стал широко применяться после выхода книги П. Селдина «Портфолио преподавательской деятельности». Современный вариант данного типа портфолио ориентирован на оценку педагогических способностей и перспектив развития. Сюда принято включать следующие виды документов:

· самостоятельно подобранные материалы, относящиеся к концепции преподавания определённой дисциплины, а также различные методиче­ские материалы;

· продукты учебной деятельности: примеры выполненных обучающимися заданий, тестов, самостоятельных и творческих работ и т.п.;

· информация, полученная от других людей (отзывы коллег, оценивавших учебные материалы и посещавших занятия, бла­годарственные письма родителей и проч.).

Создание портфолио преподавательской деятельности позволяет педагогу регулярно документировать и анализировать собственный опыт, предоставлять в систематизированном виде доказательства педагогической компетентности и развивать рефлексивные умения и критичное объективное оценивание собственных достижений.

Комплексное использование всех видов портфолио даёт возможность системно оценить качество образовательного процесса и тех его элементов, которые определяют уровень образовательного результата. Таким образом, электронное портфолио учителя способно повысить результаты педагогической деятельности и помочь ему стать более успешным.

Литература

  1. Гюрова АВ.Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования // Учёные записки казанского университета, 2012. – Том 154, кн. 6. С. 280-287.
  2. Столярова Е.Г. Электронное портфолио педагога. – URL: http://festival.1september.ru/articles/608508/
  3. Тикуркина А.С. Структура и функции электронного портфолио учителя иностранного языка // Вестник ТГУ, 2013. – № 1. С. 137-141.
Категория: Всем учителям
28.10.2015 15:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!