СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Электронное портфолио
как средство оценивания педагогической деятельности
Огрызко Ирина Владимировна
учитель математики
МБОУ СОШ № 2, г. Донецк, Ростовская область, РФ
Электронное портфолио является инновационным видом профессиональной активности и представляет собой один из способов фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных педагогических достижений за определённый отрезок времени. Портфолио в то же время можно считать важнейшим инструментом мониторинга профессиональной деятельности.
Портфолио позволяет выявить динамику предметных знаний, степень сформированности общепрофессиональных компетенций и отражает результат профессиональной деятельности педагога по решению учебных задач. В данном виде представления педагогических достижений учитываются показатели владения современными образовательными технологиями, включённости в методическую работу, а также показатели инновационной деятельности.
Электронное портфолио в мировой практике понимается как часть стратегии электронного обучения. В статье «Электронное портфолио педагога» Е.Г. Столярова определяет его как демонстрационный набор материалов, позволяющий наглядно представить и оценить профессиональный уровень педагога, его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения [Столярова, 2012]. А.С. Тикуркина понимает электронное портфолио как «пакет материалов, размещенных на электронном носителе (в сети Интернет или на диске), свидетельствующих о результате профессиональной деятельности учителя и позволяющих учителю самостоятельно или совместно с коллегами анализировать объем проведенной работы, динамику прогресса, а также наметить ориентиры для дальнейшей профессиональной деятельности на краткосрочную перспективу» [Тикуркина. 2013, 137].
Электронное портфолио имеет ряд преимуществ по сравнению с бумажным вариантом. Оно обладает чёткой структуризацией материалов, ярко выраженной наглядностью, более оперативно, так как позволяет своевременно вносить необходимые изменения. К тому же, электронное портфолио более функционально, так как даёт возможность представить собственный педагогический опыт большему числу коллег и методистов и тем самым одновременно создаёт структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которая постоянно пополняется.
Преимуществом электронного портфолио является и то, что поместить в него можно и видеолекции, и фотографии, и мультимедийные презентации. Таким образом, педагог, фиксируя свои профессиональные достижения, создаёт структурированную базу цифровых образовательных ресурсов. Электронный ресурс можно постоянно дорабатывать и пополнять, и сам этот процесс «включает рефлексивную позицию преподавателя, стимулирует его профессиональное саморазвитие, а его деятельность становится ещё более публичной за счёт расширения аудитории, оценивающей его профессиональные достижения. При создании электронного портфолио преподавателя демонстрируется его компетентность в отношении информационно-коммуникативных технологий, а это является важной составляющей аттестации педагогической деятельности» [Гюрова, Зелеева, 2012, 285].
Электронное портфолио может быть создано в форме мультимедийной презентации или сайта. Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт педагога может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса. Мультимедийные презентации помогают преподавателю наглядно представить педагогические достижения. При этом необходимо максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Однако содержательная организация мультимедийных презентаций на этапе создания презентации и в процессе её использования является приоритетной. Не следует перегружать презентацию спецэффектами, так как это снижает её эффективность. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.
Электронное портфолио может также создаваться с помощью следующих инструментов:
Традиционно для оценивания качества работы преподавателя используются несколько видов портфолио:
· профессиональное портфолио;
· портфолио преподаваемой дисциплины;
· портфолио преподавательской деятельности.
Профессиональное портфолио часто используется как портфолио достижений. Качество профессиональной деятельности педагога в последнее время стало объектом пристального внимания методических объединений. Следует учитывать, что труд педагога весьма сложно оценить единовременно, так как его деятельность не исчерпывается преподаванием. Необходимо учитывать и научные достижения, профессиональное и личностное развитие, которое, безусловно, также отражается на преподавательской деятельности.
Профессиональное портфолио должно содержать не только биографическую информацию и сведения о профессиональной квалификации, но также профессиональную концепцию, образцы учебных материалов, описание деятельности, планы занятий, обратную связь о работе преподавателя от учащихся, коллег и администрации учебного заведения. Соответственно, чем глубже портфолио отражает различные стороны деятельности учителя, тем вероятнее будет прогноз в отношении качества его педагогической деятельности.
Портфолио преподаваемой дисциплины указывает на её место в учебном плане, её цели и задачи, а также отражает содержание дисциплины. Данный тип портфолио также предполагает наличие списка источников, описание методов преподавания, предполагаемые результаты обучения. В задачи преподавателя входит создание собственной уникальной концепции преподаваемой дисциплины, соответствующей его профессиональным ценностям. При этом педагог должен понимать необходимость регулярного пополнения и углубления его содержания. Портфолио преподавательской деятельности начали использовать в семидесятые годы двадцатого века в Канаде как возможность рефлексии педагога в отношении собственной деятельности. Данный метод оценки качества образования стал широко применяться после выхода книги П. Селдина «Портфолио преподавательской деятельности». Современный вариант данного типа портфолио ориентирован на оценку педагогических способностей и перспектив развития. Сюда принято включать следующие виды документов:
· самостоятельно подобранные материалы, относящиеся к концепции преподавания определённой дисциплины, а также различные методические материалы;
· продукты учебной деятельности: примеры выполненных обучающимися заданий, тестов, самостоятельных и творческих работ и т.п.;
· информация, полученная от других людей (отзывы коллег, оценивавших учебные материалы и посещавших занятия, благодарственные письма родителей и проч.).
Создание портфолио преподавательской деятельности позволяет педагогу регулярно документировать и анализировать собственный опыт, предоставлять в систематизированном виде доказательства педагогической компетентности и развивать рефлексивные умения и критичное объективное оценивание собственных достижений.
Комплексное использование всех видов портфолио даёт возможность системно оценить качество образовательного процесса и тех его элементов, которые определяют уровень образовательного результата. Таким образом, электронное портфолио учителя способно повысить результаты педагогической деятельности и помочь ему стать более успешным.
Литература
© 2015, Огрызко Ирина Владимировна 1056