СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
К фигурам относятся:
Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин.)
Анафора — повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера (К. Симонов).
Эпифора — повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).
Композиционный стык — повтор, когда новое высказывание начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты — виноваты всегда взрослые.
Параллелизм — параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня). Художественный эффект параллелизма часто усиливается лексическим повтором:Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Лермонтов).
Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей, образов:Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу — черный (В. Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреблении антонимов: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)
Градация — последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени(Л.Н. Толстой); Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц).
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения:Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов);Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков.)
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет — О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой.) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения:Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин.)
Бессоюзие — построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.
Многосоюзие — повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно — в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).
Период — длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем — разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин).
Парцелляция — художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например:Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).
Кроме того, авторы тестов рассматривают в качестве выразительных средств такие синтаксические конструкции, как ряды однородных членов, обособленные члены предложения (обособленные определения, обстоятельства, приложения), вводные конструкции.
К выразительным средствам фонетики относятся:
Ассонанс — повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа:Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов).
Аллитерация — повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).
Звукоподражание — передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Бальмонт).
При анализе художественного текста пригодится знание и этих терминов:
Афоризм — краткое, меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице. Мысль изреченная есть ложь (Ф. Тютчев).
Аллегория — иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (Когда говорится об одном, а подразумевается другое.) Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные — а все-таки цари (А. Грибоедов).
Притча — бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучительный характер (евангельская притча).
Эпиграф — цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения перед текстом, которая помогает правильно понять основную мысль текста.
Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.
1. Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака (Н. Некрасов). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин). 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин). 12. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (С. Есенин). 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне (С. Есенин). 14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (А. Пушкин). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои (Н. Некрасов). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов). 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов). 21..И жаль зимы-старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин). 22. Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (С. Есенин). 23. У Ивана Никифоровича <.> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Гоголь). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твардовский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (В. Маяковский). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (В. Маяковский). 27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой земли (А. Пушкин). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез! 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено. 30. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю. Олеша). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив (С. Есенин). 33. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ (М. Лермонтов). 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (А. Чехов). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (С. Есенин). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна…
Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.
1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).
Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.
1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).
Ключи к упражнениям.
Упражнение 1.
1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залилиблузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) долетит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы(метонимия). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. 6. Утешится безмолвнаяпечаль (эпитет), и резвая (эпитет) задумается радость. Утешитсябезмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, что внуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Каквыжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория(метафора). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна(олицетворение). На печальные (эпитет) поляны льет печально (эпитет) свет (метафора) она. 12. Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение)луна Распласталась (олицетворение) на тихой (эпитет) воде. 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом(эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета(сравнение) блистает речка, льдом одета (олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (метафора). 16.Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет)пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часыдеревянные (эпитет) Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (все предложение —развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи (отрицательное сравнение),Мороз-воевода (эпитет) дозором Обходит владенья свои(олицетворение). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (метонимия). 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (гипербола). 21..И жаль зимы-старухи (эпитет), И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора). 22.Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение.) 23. У Ивана Никифоровича <.> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (гипербола). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из однойтюрьмы глухой (метафора, эпитет) По домам идет Европа (синекдоха),Пух перин над ней пургой (сравнение). 25. Телеграф охрип(олицетворение) от траурного (эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (метафора). 26. Много за жизнь повымел Вилли —одних пылинок целый лес (гипербола). 27. Меж тем как сельские циклопы (перифраза=кузнецы) Перед медлительным (эпитет) огнемРоссийским лечат молотком (метафора) Изделье легкое Европы(перифраза=коляска), Благословляя колеи и рвы отеческой земли (вся фраза — ирония). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез(градация, гипербола). 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено(литота). 30. Унылая пора! Очей очарованье! (т.е. осень) (перифраза)Приятна мне твоя прощальная (эпитет) краса. 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (метафора).32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью (оксюморон),что я остался жив. 33. Прощай, немытая (эпитет) Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые (метонимия), И ты, им преданный(эпитет) народ. 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина(каламбур). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна (гипербола).
Упражнение 2.
1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судьбы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риторический вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инверсия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10.Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое восклицание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез(риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация),С думами грустными (инверсия) ты не дружись.
Упражнение 3.
1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас(аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание).4. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитерация).5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (аллитерация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподражание). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (аллитерация).
© 2019, Агапова Виктория Сергеевна 938