СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финифть — уникальное русское искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финифть — это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает «смешиваю». Процесс изготовления художественных произведений осуществляется с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства. Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла.

Финифть применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.

Упоминания о Ростовской финифти относятся ко второй половине 18 века. Первооткрывателем техники, которую унаследовали русские мастера, был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музеяи Ростово-Ярославского музея-заповедника хранится финифть, которую можно датировать этим временем. В этом же столетии в мастерских Московского Кремля появились первые изделия.

Российская ростовская финифть быстро завоевала заслуженное доверие во многих городах России, что не удивительно, ведь возникновение школы расписной финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине 17 столетия.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФИНИФТЬ

Из тонкого медного листа вырубается основа будущей живописной пластинки, которая выковывается определённым образом и затем с двух сторон по особой технологии покрывается размолотой эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других составляющих окрашивается в различные цвета. Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С. Процесс изготовления финифти делится на три стадии: — изготовление пластин и покрытие их белой эмалью, — роспись (живопись), — ювелирное обрамление, каждой из которых занимаются различные специалисты: белоготовильщик (эмальер), живописец и ювелир.

Российские эмальеры берут за основу старинные секреты и опыт совмещают их с современными технологиями нанесения эмалей. Применение эмальерами оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами уникальную эмальерную пластинку.

На подготовленную пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется ''малевкой''. Затем следует обжиг в муфельной печи при определенной температуре.

Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы ''утопают' в ней. Потом вторая прописка — и снова обжиг. И так несколько раз. Финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность чистых красок, только эмали свойственную глубину многослойной живописи, как бы светящейся изнутри.

В специальной муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла.

В настоящее время термин — Финифть в основном используется лишь применительно к российскому, ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики в городе Ростов.

Категория: Искусство
07.12.2017 14:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!