СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование положительной мотивации к учению – уроки стихотворчества.
Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение.
Одним из приёмов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся, в частности, на их стихотворство.
Работу по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью стихотворчества я начала уже с первых дней пребывания ребёнка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Начинала я с того, что на уроках по обучению грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Например: «Эта буква широка и похожа на жука» и т.п.
С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки чёткой дикции, дыхания, ритма чтения и т. д. я использовала материал из книг «Учите, играя» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой, «Занимательное азбуковедение» В. Волиной. Например: «Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой», «У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ежи, где живут ужи» и т. д. И если после чистоговорок типа: «Ша – ша – ша – моет мама малыша», «Аш – аш – аш – у Вовы карандаш» предложить детям самим закончить фразу, то дети с удовольствием это сделают, ибо это им знакомо. Такие пробы проходят на положительном фоне, со смехом и шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ошибёшься, ведь это экспромт.
После таких занятий в классе я давала задание домой: подобрать рифмы к слогам или словам. Постепенно задания усложняла: мы переходили к сочинению двустиший и четверостиший. Дети рифмовали с удовольствием. Вот какие четверостишия получились у детей о разных временах года.
Как красив осенний лес! Лесной теремок из осенних листочков Наступила осень, природы краса,
В нём полным – полно чудес. Сверкает гирляндой цветных огонёчков. Улетают птицы вдаль за небеса.
Ты не бойся, не ленись, Иду по волшебной нарядной дорожке Хмурым стало небо, чаще дождь идёт.
Приходи и осмотрись! С букетом осенним я к другу Серёжке. Замерла природа, заморозков ждёт.
(Титов А.) (Смирнов А.) (Бубнова Д.)
Яркий месяц, звёзды в небе, Зима, зимушка, зима! Кружится метелица поздним вечерком.
Снег пушистый кружится… Ты морозна и бела! Праздник начинается за моим окном!
Тонкий и блестящий лёд Еду с горки ледяной, Ёлочка красивая мишурой блестит,
Поселился в лужице. Всё мелькает предо мной. Дед Мороз конфетами всех нас угостит.
(Филинков В.) Быстро съехала, гляжу: (Кузьмин Ф.)
Вот в сугробе я сижу.
(Морозова У.)
Весна идёт, весна идёт, Пришла весна, запели птицы, Наконец, пришла весна!
Но лес пока молчит. Растаял снег, бегут ручьи. Все ребята рады.
И только слышно в тишине: И на поля к нам прилетели Ярче солнышко! Ура!
Лесной ручей журчит. Издалека уже грачи. Долой снегопады!
(Щичко С.) (Котельникова Н.) Скоро будем мы ходить
Весело по лужам,
Но не будем забывать:
Вечером – на ужин!
(Морозова У.)
Лето долгожданное – весёлая пора! Летом солнце с речкой Солнышко лучистое, ярче ты свети!
Как весело на улице играет детвора! Радуют сердечко. Травушка зелёная, высоко расти!
И солнышко лучистое стучится к нам с утра, В речке мы купаемся, Птичка голосистая, лето воспевай!
А птицы подпевают: «Каникулы! Ура!» От жары спасаемся. Урожай хороший, на грядке поспевай!
(Иванов И.) (Батрова А.) (Чикунов С.)
Поддержка способности детей к стихотворству, внимательное отношение к стихотворным экспромтам способствовало формированию и закреплению положительной мотивации к учению, формированию адекватной самооценки детей.
Иногда дети придумывали стихотворения – эпиграфы к своим сочинениям. Вот, например, стихотворные эпиграфы учеников 3 класса:
Зимушка – зима. Зима.
Зима, зима, Вот уж осень улетела,
Как ты прекрасна! И примчалась к нам зима.
Сугробы, снежные дома, Как на крыльях прилетела
Метели, вьюги, снегопады, Невидимкой вдруг она.
Мороз и снежная пурга! (Коробова Ю.)
(Крашенинникова Н.)
Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором так велика в 1-2 классах. В 3-4 классах можно встретить уже более зрелые стихи. Вот примеры рифмованных строчек моих детей.
Мама. О маме. Подарок.
Маму милую мою Я скажу вам без прикрас, Светит солнышка луч золотой,
Очень сильно я люблю. Моя мама – суперкласс! День сегодня у нас непростой.
Мы большие с ней друзья, Хоть весь мир я обойду, Вместе с папой, покинув свой дом,
У нас дружная семья. Лучше мамы не найду. Покупать мы подарок идём.
С мамой очень интересно Всё на свете она может, Не возьмём мы ни Барби, ни мишку,
Пироги лепить из теста, Мама – мастерица. Даже очень красивую книжку
Рисовать, читать, гулять И своею мамою Посмотрела я, но не взяла -
Даже просто поболтать. Я могу гордиться. Поважнее у нас есть дела!
Лучше моей мамы Иры Мамочка моя прекрасна. От последнего злого мороза
Не сыскать вам в целом мире! Рядом с ней тепло и ясно. Папа бережно прячет мимозу.
(Левин В.) С мамочкой всегда тепло, Подарю я весенний букет
Мама – солнышко моё. Той, которой красивее нет!
Маму я хочу поздравить, Той, которая всех мне милей,
Пожелать здоровья ей. Это мамочке милой моей!
Не болеть и не стареть, (Лукьянова О.)
С каждым днём лишь молодеть!
(Бирюкова Д.)
Результаты детского стихотворчества были опубликованы в сборниках, изданных родителями учащихся: «Милым, любимым, нежным, родным, самым прекрасным и дорогим мамам», «Вот и лето прошло», «Наши домашние любимцы», «В гостях у природы», «Наши верные друзья» и в областной газете «Мещерская сторона». Со своими стихотворениями о Касимове и о родной природе ребята принимали участие в областном фестивале «Мы разные, мы вместе» и были награждены дипломами от губернатора Рязанской области.
О Касимове.
Касимов – город древний Среди полей и деревень
И вечно молодой. Стрелой бежит Ока.
Раскинулся широко И в нашей местности она
Над речкою Окой. Быстра и широка.
Ока прозрачной лентой На левом берегу Оки
Течёт между полей. С глубокой старины
И голос журавлиный Есть город древний, город наш,
Разносится над ней. И любим мы его.
У речки серебристой Касимов так красив собой!
Шумит зелёный бор, Церквями знаменит!
Скрывая безмятежный А в центре города, как царь,
Какой-то разговор. Большой собор стоит.
В бесконечном хороводе Есть в нашем городе мечеть,
Белокаменных церквей, Татарский минарет,
Окружённый корпусами, А краеведческий музей -
Стоит собор, он всех главней. Из древности «привет».
Рядом с церковью православной Людьми Касимов знаменит,
Стоит татарский минарет. И знает целый мир
Как символ мусульманства главный, Ракеты Уткина,
Ему уж очень много лет. Земли Касимовской он сын!
Провинциальный город, Ну, а природа
Принявший имя в дар, Красоты не писанной вокруг:
Стал общим и любимым домом Вот поле, чаща, пруд, овраг,
Для русских и татар. Вдали там – лес и луг!
Городец Мещерский – Касимов – славный городок!
Родина моя. Он Родина моя!
Мать его Россия – И, может быть, когда-нибудь
Великая страна. Прославлю я тебя!
(Трущелёва Св.) (Карпушина А.)
Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Я старалась познакомить детей с народными сказками разных жанров, с авторскими сказками. На уроках внеклассного чтения и во внеурочное время мы слушали грамзаписи и сами ставили постановки сказок. Затем детям предлагалось самим написать сказки. Сначала это были сказки – почемучки: например, «Почему у снегиря грудка красная?», «Почему кошка с собакой не дружат?», «Почему ночью у кошек глаза светятся?», «Почему ворона каркает?» и т. д. Ряд таких вопросов на выбор давала сама, но поощряла и самостоятельный выбор темы. Лучшие сказки зачитывались и обсуждались. При выполнении таких заданий дети тоже часто прибегали к стихотворчеству.
Со стихотворной сказкой «Анютины глазки» Карпушина А.заняла 2 место в городском конкурсе «Слово доброе посеять» в номинации «Юный поэт».
Жила на свете девочка, И превратила девочку
Шалунья, егоза. В прекраснейший цветок,
И были у девчушки Как будто глазки Анины
Красивые глаза. Лиловый лепесток.
Все звали её Анечкой, Напрасно мама девочку
Послушною была, Кричала и звала.
А бабушка за это Лишь из травы кивали ей
Анютою звала. Анютины глаза.
Она любила в лес ходить Упала мамина слеза
По ягоды, грибы, На голубой цветок,
В лесу любила собирать Разрушив чары колдовства,
Красивые цветы. Анюточка вмиг ожила.
В глуши лесной, в глухом бору, С тех пор прошло немало лет,
Где редок солнца луч, Теперь другие сказки.
Жила колдунья, и она Но знает каждый человек
К себе Анюту завела. Анютины глазки.
(Карпушина А.)
По своему желанию дети могли любое сочинение написать в стихотворной форме. На вопрос «Как ты провёл каникулы?» многие ответ давали в стихотворной форме.
Каникулы. Сказочное лето. Летний отдых.
Ура! Ура! Каникулы! Сказочное лето, Речка, солнышко, тепло -
Прекрасная пора! Где оно сейчас? Вот и лето к нам пришло.
Все люди любят лето, Пролетело где-то, Загорай, играй, купайся,
А больше – детвора. Словно мимо нас. Любым делом занимайся!
Купаться можно в речке, Весело купались Лето любят все на свете:
Рыбачить вечерком, На реке Оке. Птицы, взрослые и дети.
Читать в палатке книжку, Строили мы замки Можно в школу не ходить,
Пропахнув костерком. На сыром песке. Маме тоже облегченье:
Со мной вечером уроки
Построили с друзьями В «Ласточке» мы были, Ей всё лето не учить!
Огромный мы шалаш. Лагерь есть такой.
На «велике» катались Песни разучили, Летом гости приезжают,
Мы даже в поздний час. Жгли костёр большой. Собираются друзья.
Только жаль, проходит быстро
Я очень много ездил: Ясные денёчки, Эта летняя пора
В Рязань, Скопин, в Москву. Тёплые дожди. (Щербаков В.)
И в Турцию слетал я, Но теперь всё это
Так разогнал тоску. Целый годик жди.
(Тащёва Ю.)
Там море, яхты, пальмы,
Там есть о чём мечтать!
Но было нам заданье:
«Не забывать читать!»
Заданье я исполнил:
Иду я смело в класс.
С учителем, с друзьями
Я встречусь много раз.
(Арапов Ю.)
Я не ставлю целью рассказать обо всех видах творческих работ, которыми пользовалась в работе с детьми начальных классов, а остановилась на стихотворчестве, поскольку именно с него начала работу над развитием творческих способностей детей, над созданием и удержанием положительного отношения к учению. И не ставила я своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. И не надо учителю бояться, что он не умеет рифмовать. Доверьтесь детской природе. У детей получится!
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую так хочется разгадать («Тайна возбуждает творчество» - так сказал А. Эйнштейн). Творчество всегда индивидуально, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю. м
© 2018, Иренкова Ирина Юрьевна 702