СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование положительной мотивации к учению - уроки стихотворчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование положительной мотивации к учению – уроки стихотворчества.

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение.

Одним из приёмов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся, в частности, на их стихотворство.

Работу по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью стихотворчества я начала уже с первых дней пребывания ребёнка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Начинала я с того, что на уроках по обучению грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Например: «Эта буква широка и похожа на жука» и т.п.

С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки чёткой дикции, дыхания, ритма чтения и т. д. я использовала материал из книг «Учите, играя» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой, «Занимательное азбуковедение» В. Волиной. Например: «Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой», «У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ежи, где живут ужи» и т. д. И если после чистоговорок типа: «Ша – ша – ша – моет мама малыша», «Аш – аш – аш – у Вовы карандаш» предложить детям самим закончить фразу, то дети с удовольствием это сделают, ибо это им знакомо. Такие пробы проходят на положительном фоне, со смехом и шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ошибёшься, ведь это экспромт.

После таких занятий в классе я давала задание домой: подобрать рифмы к слогам или словам. Постепенно задания усложняла: мы переходили к сочинению двустиший и четверостиший. Дети рифмовали с удовольствием. Вот какие четверостишия получились у детей о разных временах года.

Как красив осенний лес! Лесной теремок из осенних листочков Наступила осень, природы краса,

В нём полным – полно чудес. Сверкает гирляндой цветных огонёчков. Улетают птицы вдаль за небеса.

Ты не бойся, не ленись, Иду по волшебной нарядной дорожке Хмурым стало небо, чаще дождь идёт.

Приходи и осмотрись! С букетом осенним я к другу Серёжке. Замерла природа, заморозков ждёт.

(Титов А.) (Смирнов А.) (Бубнова Д.)

Яркий месяц, звёзды в небе, Зима, зимушка, зима! Кружится метелица поздним вечерком.

Снег пушистый кружится… Ты морозна и бела! Праздник начинается за моим окном!

Тонкий и блестящий лёд Еду с горки ледяной, Ёлочка красивая мишурой блестит,

Поселился в лужице. Всё мелькает предо мной. Дед Мороз конфетами всех нас угостит.

(Филинков В.) Быстро съехала, гляжу: (Кузьмин Ф.)

Вот в сугробе я сижу.

(Морозова У.)

Весна идёт, весна идёт, Пришла весна, запели птицы, Наконец, пришла весна!

Но лес пока молчит. Растаял снег, бегут ручьи. Все ребята рады.

И только слышно в тишине: И на поля к нам прилетели Ярче солнышко! Ура!

Лесной ручей журчит. Издалека уже грачи. Долой снегопады!

(Щичко С.) (Котельникова Н.) Скоро будем мы ходить

Весело по лужам,

Но не будем забывать:

Вечером – на ужин!

(Морозова У.)

Лето долгожданное – весёлая пора! Летом солнце с речкой Солнышко лучистое, ярче ты свети!

Как весело на улице играет детвора! Радуют сердечко. Травушка зелёная, высоко расти!

И солнышко лучистое стучится к нам с утра, В речке мы купаемся, Птичка голосистая, лето воспевай!

А птицы подпевают: «Каникулы! Ура!» От жары спасаемся. Урожай хороший, на грядке поспевай!

(Иванов И.) (Батрова А.) (Чикунов С.)

Поддержка способности детей к стихотворству, внимательное отношение к стихотворным экспромтам способствовало формированию и закреплению положительной мотивации к учению, формированию адекватной самооценки детей.

Иногда дети придумывали стихотворения – эпиграфы к своим сочинениям. Вот, например, стихотворные эпиграфы учеников 3 класса:

Зимушка – зима. Зима.

Зима, зима, Вот уж осень улетела,

Как ты прекрасна! И примчалась к нам зима.

Сугробы, снежные дома, Как на крыльях прилетела

Метели, вьюги, снегопады, Невидимкой вдруг она.

Мороз и снежная пурга! (Коробова Ю.)

(Крашенинникова Н.)

Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором так велика в 1-2 классах. В 3-4 классах можно встретить уже более зрелые стихи. Вот примеры рифмованных строчек моих детей.

Мама. О маме. Подарок.

Маму милую мою Я скажу вам без прикрас, Светит солнышка луч золотой,

Очень сильно я люблю. Моя мама – суперкласс! День сегодня у нас непростой.

Мы большие с ней друзья, Хоть весь мир я обойду, Вместе с папой, покинув свой дом,

У нас дружная семья. Лучше мамы не найду. Покупать мы подарок идём.

С мамой очень интересно Всё на свете она может, Не возьмём мы ни Барби, ни мишку,

Пироги лепить из теста, Мама – мастерица. Даже очень красивую книжку

Рисовать, читать, гулять И своею мамою Посмотрела я, но не взяла -

Даже просто поболтать. Я могу гордиться. Поважнее у нас есть дела!

Лучше моей мамы Иры Мамочка моя прекрасна. От последнего злого мороза

Не сыскать вам в целом мире! Рядом с ней тепло и ясно. Папа бережно прячет мимозу.

(Левин В.) С мамочкой всегда тепло, Подарю я весенний букет

Мама – солнышко моё. Той, которой красивее нет!

Маму я хочу поздравить, Той, которая всех мне милей,

Пожелать здоровья ей. Это мамочке милой моей!

Не болеть и не стареть, (Лукьянова О.)

С каждым днём лишь молодеть!

(Бирюкова Д.)

Результаты детского стихотворчества были опубликованы в сборниках, изданных родителями учащихся: «Милым, любимым, нежным, родным, самым прекрасным и дорогим мамам», «Вот и лето прошло», «Наши домашние любимцы», «В гостях у природы», «Наши верные друзья» и в областной газете «Мещерская сторона». Со своими стихотворениями о Касимове и о родной природе ребята принимали участие в областном фестивале «Мы разные, мы вместе» и были награждены дипломами от губернатора Рязанской области.

О Касимове.

Касимов – город древний Среди полей и деревень

И вечно молодой. Стрелой бежит Ока.

Раскинулся широко И в нашей местности она

Над речкою Окой. Быстра и широка.

Ока прозрачной лентой На левом берегу Оки

Течёт между полей. С глубокой старины

И голос журавлиный Есть город древний, город наш,

Разносится над ней. И любим мы его.

У речки серебристой Касимов так красив собой!

Шумит зелёный бор, Церквями знаменит!

Скрывая безмятежный А в центре города, как царь,

Какой-то разговор. Большой собор стоит.

В бесконечном хороводе Есть в нашем городе мечеть,

Белокаменных церквей, Татарский минарет,

Окружённый корпусами, А краеведческий музей -

Стоит собор, он всех главней. Из древности «привет».

Рядом с церковью православной Людьми Касимов знаменит,

Стоит татарский минарет. И знает целый мир

Как символ мусульманства главный, Ракеты Уткина,

Ему уж очень много лет. Земли Касимовской он сын!

Провинциальный город, Ну, а природа

Принявший имя в дар, Красоты не писанной вокруг:

Стал общим и любимым домом Вот поле, чаща, пруд, овраг,

Для русских и татар. Вдали там – лес и луг!

Городец Мещерский – Касимов – славный городок!

Родина моя. Он Родина моя!

Мать его Россия – И, может быть, когда-нибудь

Великая страна. Прославлю я тебя!

(Трущелёва Св.) (Карпушина А.)

Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Я старалась познакомить детей с народными сказками разных жанров, с авторскими сказками. На уроках внеклассного чтения и во внеурочное время мы слушали грамзаписи и сами ставили постановки сказок. Затем детям предлагалось самим написать сказки. Сначала это были сказки – почемучки: например, «Почему у снегиря грудка красная?», «Почему кошка с собакой не дружат?», «Почему ночью у кошек глаза светятся?», «Почему ворона каркает?» и т. д. Ряд таких вопросов на выбор давала сама, но поощряла и самостоятельный выбор темы. Лучшие сказки зачитывались и обсуждались. При выполнении таких заданий дети тоже часто прибегали к стихотворчеству.

Со стихотворной сказкой «Анютины глазки» Карпушина А.заняла 2 место в городском конкурсе «Слово доброе посеять» в номинации «Юный поэт».

Жила на свете девочка, И превратила девочку

Шалунья, егоза. В прекраснейший цветок,

И были у девчушки Как будто глазки Анины

Красивые глаза. Лиловый лепесток.

Все звали её Анечкой, Напрасно мама девочку

Послушною была, Кричала и звала.

А бабушка за это Лишь из травы кивали ей

Анютою звала. Анютины глаза.

Она любила в лес ходить Упала мамина слеза

По ягоды, грибы, На голубой цветок,

В лесу любила собирать Разрушив чары колдовства,

Красивые цветы. Анюточка вмиг ожила.

В глуши лесной, в глухом бору, С тех пор прошло немало лет,

Где редок солнца луч, Теперь другие сказки.

Жила колдунья, и она Но знает каждый человек

К себе Анюту завела. Анютины глазки.

(Карпушина А.)

По своему желанию дети могли любое сочинение написать в стихотворной форме. На вопрос «Как ты провёл каникулы?» многие ответ давали в стихотворной форме.

Каникулы. Сказочное лето. Летний отдых.

Ура! Ура! Каникулы! Сказочное лето, Речка, солнышко, тепло -

Прекрасная пора! Где оно сейчас? Вот и лето к нам пришло.

Все люди любят лето, Пролетело где-то, Загорай, играй, купайся,

А больше – детвора. Словно мимо нас. Любым делом занимайся!

Купаться можно в речке, Весело купались Лето любят все на свете:

Рыбачить вечерком, На реке Оке. Птицы, взрослые и дети.

Читать в палатке книжку, Строили мы замки Можно в школу не ходить,

Пропахнув костерком. На сыром песке. Маме тоже облегченье:

Со мной вечером уроки

Построили с друзьями В «Ласточке» мы были, Ей всё лето не учить!

Огромный мы шалаш. Лагерь есть такой.

На «велике» катались Песни разучили, Летом гости приезжают,

Мы даже в поздний час. Жгли костёр большой. Собираются друзья.

Только жаль, проходит быстро

Я очень много ездил: Ясные денёчки, Эта летняя пора

В Рязань, Скопин, в Москву. Тёплые дожди. (Щербаков В.)

И в Турцию слетал я, Но теперь всё это

Так разогнал тоску. Целый годик жди.

(Тащёва Ю.)

Там море, яхты, пальмы,

Там есть о чём мечтать!

Но было нам заданье:

«Не забывать читать!»

Заданье я исполнил:

Иду я смело в класс.

С учителем, с друзьями

Я встречусь много раз.

(Арапов Ю.)

Я не ставлю целью рассказать обо всех видах творческих работ, которыми пользовалась в работе с детьми начальных классов, а остановилась на стихотворчестве, поскольку именно с него начала работу над развитием творческих способностей детей, над созданием и удержанием положительного отношения к учению. И не ставила я своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. И не надо учителю бояться, что он не умеет рифмовать. Доверьтесь детской природе. У детей получится!

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую так хочется разгадать («Тайна возбуждает творчество» - так сказал А. Эйнштейн). Творчество всегда индивидуально, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю. м

01.12.2018 23:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!