СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами…. Мы и не замечаем, когда и как изменилась окружающая нас действительность. И очень часто будущее не просто входит, оно врывается в нашу устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

Образ будущего образования, создаваемый Стандартом, несомненно, привлекателен. В нём чётко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для любого педагога – ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями!

Однако сложность состоит в том, что измениться самим и изменить свою профессиональную деятельность необходимо уже сегодня, причём довольно существенно. ФГОС НОО задаёт качественно новое представление о том, какими должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие « универсальные учебные действия».

УУД – новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но за ней скрывается принципиально важное педагогическое понятие. УУД отражают владение учеником определёнными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации потенциала общего среднего образования.

Овладевая метапредметными УУД, обучающийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознаёт способы действия, которые он применил. Это даёт ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей.

Формирование УУД напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе. Работа учителя на образовательный результат ребёнка связана с передачей последнему способов целеполагания, действия, контроля и оценки на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, а также структуры самой деятельности, в которую ребёнок научается «вкладывать» освоенные способы или создавать новые под проблемную задачу.

С умением выстраивать учебный процесс, ориентированный на формирование у обучающихся УУД, и организовать оценивание уровня их развития теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.

С 1 сентября 2011 года все первоклассники начали учиться по новому федеральному государственному Стандарту. В рамках нового Стандарта реализуется иной подход и организация обучения, который направлен на раскрытие каждого ребёнка, формирование личности, а также готовность к жизни в современном мире.

Согласно новому стандарту учитель исполняет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого ученика. Невозможно изучить всё и всё знать и не нужно. Нужно научить ребёнка умению находить ту информацию, которая в данный момент необходима.

Возникает вопрос: можно ли отследить и измерить привычными способами контроля и оценки: владение учебными понятиями, знание того или иного способа решения задач, ценностное отношение к собственному здоровью и т. д.? Частично – да. Знание ребёнка по тому или иному учебному курсу по-прежнему можно проверить с помощью вопросов в ходе устного или письменного опроса. В системе проверки уровня владения предметными умениями хорошо себя зарекомендовали – контрольные работы. И её выполнение ребёнком оценить с помощью понятных и привычных педагогических критериев (количество ошибок, аккуратность и т. д).

А как измерить метапредметный результат? Или ещё сложнее – личностные образовательные достижения обучающихся? Годятся ли старые и хорошо известные нам формы контроля качества знаний для измерения УУД? Ответ на этот вопрос очевиден: необходимо разбираться в природе УУД и разрабатывать новые подходы к их измерению. Следует создавать особые измерительные инструменты или, как мы привычно их называем на профессиональном педагогическом языке, - КИМы.

Любой измерительный инструмент разработан для определённого объекта измерения. Линейкой можно измерить длину, градусником – температуру…. Контрольная работа или опрос приспособлены для измерения и оценки актуального знания по предмету за определённый период времени (урок, тема, раздел).

Для изучения процесса развития УУД также нужен свой инструмент. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные УУД подлежат целенаправленному формированию, а предметные результаты – ещё и оценки. Выйти на высокий результат в образовательном процессе педагог может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием УУД в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

Мониторинг нужен для того, чтобы отслеживать продвижение ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной работы.

Важное направление методической работы – накопление педагогами начальной школы «банка» предметных учебных заданий, содержащих в своей основе метапредметный способ. Учителя начальной школы подключают все имеющиеся ресурсы – творческие внутришкольные и межшкольные объединения, в этом году мы стали региональной площадкой – для расширения арсенала имеющихся дидактических и методических средств развития УУД. Одним из направлением введения стандартов второго поколения, следует считать появление внеучебной деятельности. На нее отводятся дополнительные часы. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования и продолжение формирования метапредметных результатов у младших школьников. Это часы занятий по выбору.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфелю достижений. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! О том каких результатов мы добиваемся во внеурочной деятельности, поделятся с вами учителя ведущие кружковую работу по разным направлениям.

  1. Общеинтеллектуальное («умники и умницы», «Учимся говорить правильно»)
  2. Общекультурное и духовно-нравственное (хор и занятие ритмикой)
  3. Спортивно-оздоровительное («В здоровом теле, здоровый дух»)
  4. Экологическое («самоделкин», «радужная сказка»)

Педагог впервые получает в руки инструмент, позволяющий измерять результат его воздействия на развитие ученика – не его знания, а его способности! Это совершенно новый шаг в развитии нашей профессии и, надеюсь, каждого из нас как человека и профессионала.

Материал подготовлен моей коллегой Шараповой С.Н. Я предлагаю ознакомиться педагогов.

Категория: Прочее
11.09.2016 02:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!