СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже не один год работаю над темой «Формирование навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения у детей младшего школьного возраста». Было просмотрено огромное количество литературы и методик по данному вопросу. И вот к какому выводу я пришла- целесообразно формировать навыки чтения у младших школьников в связке. Просто преступно развивать навыки только беглого чтения и отодвигать на второй план навыки осознанного, правильного или выразительного чтения.

А) Вначале первого года обучения я практикую так называемую дыхательную гимнастику:

- Ребята, давайте представим, что мы задуваем свечки на именинном пироге. Их много и нужно задуть все до одной(дети делают глубокий вдох и множество маленьких выдохов, по каждому на свечку).

- Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Сколько здесь цветов! Почувствуйте их аромат! (дети делают плавный вдох и выдох)

- Давайте посчитаем! (дети делают глубокий вдох и на выдохе начинают считать. Счет ведется пока не кончится воздух).

Б) В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю методику чтения БЛОКОВ:

- 1 БЛОК (это чтение двухбуквенных сочетаний)

Ам аа ал аш ая яя як ар аш ах ех иж

Дя яд ех ис оп ул им ум ес юж ир

Ки ко ка ку ке тя ты то та ту тю

Составить таких блоков можно множество это не составит большого труда.

-2 БЛОК (это чтение трехбуквенных сочетаний)

Бар кор тык шум лом хор пак рак

Ама оле уша еле юла ино язы омо

Кор рот лом хок тан мех дур рут

-3 БЛОК (это слова на конце которых стоит 2 и более согласных)

Корх бурк лязг люфт мозг борщ морж

Корж курп порш марк нимб хорд

Таких блоков может быть множество. Помимо уже перечисленных я использую блоки с удвоенными согласными в начале слова, в середине слова. Блоки со словарными словами. Здесь педагогу предоставляется широкое поле для деятельности.

В) Следующее на чем хотелось бы остановиться, это дикция. Отчетливость в произношении звуков быстрее и качественнее всего отрабатывается в скороговорках. Этот метод не только действенный, но и (по мнению детей, что важно)очень веселый.

-Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – в бок,

Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп

-Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

- Лёша неуклюжий

Шлёпнулся в лужу.

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.

Начинать можно с одной скороговорки постепенно добавляя другие.

Г) ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Часто приходится слышать о том, что педагоги требуют от своих подопечных выразительного чтения. Не вызывает сомнения тот факт, что само понятие -выразительное чтение- очень многогранно! И во много способность выразительно читать зависит от жизненного опыта, от пережитых эмоций. Поскольку этот багаж у детей начального звена не велик, работа по выразительному чтению только начинается.В своей практике я начинаю эту работу с формирования 3 умений:

1- Умение подобрать нужную инцонацию (выразить радость,горе,сожаление,печаль…)

2- Умение выбрать нужный темп чтения (медленный и плавный, быстрый и ритмичный или их чередование)

3- Умение расставлять логические ударения.

В отработке навыка выразительного чтения мне очень помогла книга О.В.Джежжелей «Я расту». Как и многие другие, я подчерпнула из этой книги много рабочего материала

Д) ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ.

Говорить о том, что высокий показатель беглости чтения очень важен скорее всего не стоит! Это и так всем понятно! Особенно явно это ощущается при переходе ребенка из начального звена школы в среднее. Количественная нагрузка по предметам возрастает в разы и для успешного усвоения материала, его своевременного синтеза и анализа просто необходимо обладать высокой техникой чтения. Работа над техникой чтения начинает вестись(и это разумно)еще в начальном звене. В.Н.Зайцев в своей работе «Резервы обучения чтению» говорит о том, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обу­чения можно здесь использовать?

Я использую различные приемы:

- Жужжащее чтение(чтение вполголоса)

- Громкое чтение.

- Чтение шепотом.

- Чтение на «ушко учителю».

- Чтение парами.

- Чтение соседу по парте.

- Режим щадящего чтения.

- Чтение в темпе скороговорки.

- Хоровое чтение.

Почаще стараюсь включать в работу соревновательные моменты, они нравятся ученикам и воспринимаются на «УРА»:

- Соревновательное чтение по партам.

- Соревновательное чтение по рядам.

- Между сильным учеником и классом.

- Между классом и учителем.

- Многократное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Учитывая психофизическое развитие младших дошкольников, у которых не так давно ведущей была не учебная, а игровая деятельность, в обязательном порядке включаю игровые приемы обучения:

- «Что дальше?» (нужно договорить слово, первый слог которого я показываю на карточке).

- «Поиграем в театр»(чтение по ролям, с соблюдением темпа, интонации).

- «Найди пропажу»(поиск пропущенного в тексте слова).

- Для первого класса часто использую игру» Живые камни».

На каждого ребенка, начиная с первого класса рекомендую заводить дневник по технике чтения. Он наглядно покажет динамику роста или даст сигнал об отставании и своевременной работе с каждым учеником. На мой взгляд очень действенным оказывается метод самоконтроля и взаимоконтроля.

Хороших результатов при обучении чтению можно достичь только в ходе систематических занятий чтением. Нужно поставить перед ребенком цель -скорость чтения 120 слов в минуту и отслеживать достижение этой цели. Сделать это таким образом, чтобы ребенок был сам заинтересован в достижении такого результата.

Стараюсь для каждого ребенка, исходя из его психофизического типа, подобрать определенную работу по тексту.С первого класса организую ознакомительные экскурсии в районную библиотеку, типографию, на теле и радиостудию. Все это расширяет кругозор учеников, дает новую пищу для ума, яркие эмоции.

18.10.2017 19:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!