СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью в работе с детьми начальных классов на уроках русского языка является формирование орфографической зоркости, умение не только обнаружить, но и распознать орфограмму в условиях зрительного и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. На каждом уроке провожу орфографические разминки, в ходе которых предлагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировки соответствующих навыков с развитием памяти, внимания.

Развитие орфографической зоркости на занятиях в начальной школе

Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу». Отсюда ошибки типа «рика», «зуп».

Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании.

Орфографическая зоркость - это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие развивается в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие развивается при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Работа по развитию орфографической зоркости проводится в два этапа. Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

1 этап

Предложенные ниже упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации логопедических занятий. Кроме того, упражнения должны подбираться в соответствии со структурой дефекта. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя». Работу по развитию орфографической зоркости на логопункте важно начинать в период обучения грамоте, т. е. в 1-ом классе, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими графемами.

Упражнения:

  • ежедневно заниматься звуковым анализом;
  • постоянно показывать образец анализа звучащего слова;
  • использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-соом, со-о-ом;
  • на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля;
  • прием трансформации («Если закрою первую букву, какое слово получится?»);
  • при звуковом анализе ученика не торопить, не делать за него. Остальные в это время могут работать в паре со своими моделями ( т.е задействовать кинестетическую составляющую);
  • подбор слов к звуковым моделям;
  • использовать задания ловушки (сколько звуков в слове «сто», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие, ведь слово «мягкое»?)

Игровые при?мы:

«Найди одинаковый звук»

«Определи место звука в слове»

«Найди предметы с заданным звуком»

«Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху.

ИГРЫ:

«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».

«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».

«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».

Самый используемый вид упражнений по русскому языку – «Вставьте пропущенную букву» - почти бесполезный способ работы в плане развития орфографической зоркости. Основная работа здесь уже выполнена: «зоркость» кем-то уже проявлена, т.е. место, где может быть допущена ошибка, «найдено и подсказано». При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного запоминания слов с орфограммами. А ведь учащемуся следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать – и есть орфографическая зоркость. Наиболее эффективное другое упражнение: поиск орфограмм в «чистом» тексте. Для этой работы очень удобно пользоваться карточками. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и карточки-ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах,

соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Предлагаемые карточки позволяют преодолеть трудность поиска орфограмм и дают возможность:

  • развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
  • самостоятельно проверить результат работы;
  • видеть пробелы своих знаний и скорректировать свои действия;

если же ученик не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «подглядеть» их, на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки – самоучителя особенно пригодится для медлительных детей, для учащихся, болезненно реагирующих на указанные ошибки.

2 этап

Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты подбираются так, чтобы с ними можно было отработать несколько орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается 2-3 проверочных карточки. Необходимо предусмотреть различные подчеркивания для разных групп орфограмм. Например, под безударной гласной ставить точку, парные согласные в конце слова или перед другими согласными – подчеркивать одной линией, прописную букву в начале предложения или в именах – подчеркивать волнистой линией и т.д.

Виды работ на втором этапе:

Орфографическое чтение. Необходимо, начиная с первого класса, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Можно порекомендовать учителю ежедневно, на каждом уроке (математики, русского языка, чтения, окружающего мира) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний.

Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием. Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым, в случае необходимости побуквенным, произнесением слова. При проговаривании система речедвижений в полной мере эквивалентна буквенному ряду. Этот вид работы объединяет всю группу, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Зрительный диктант. Цель этого вида работ – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Весь класс подготовлен, чтобы написать текст без ошибок.

Диктант «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Специально организованное списывание. Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В. В. Репкина и

П. С. Жедек для того, чтобы данная работа принесла желаемый результат, нужно следовать следующим правилам:

1) она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы;

2) должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, т.к. каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка.

Каждый ученик получает дополнительную карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании.

1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;

2) Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;

3) Выдели орфограммы в списываемом тексте;

4) Прочитай предложение так, как оно написано;

5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать;

6) Пиши, диктуя себе так, как проговорил в последние два раза;

7) Проверь написанное;

8) Прочитай то, что написал, отмечая дужками слоги;

9) Подчеркни орфограммы в написанном;

10) Сверь орфограмму с исходным текстом.

Какографические упражнения предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика задуматься. Важно выполнять работу над ошибками.

Развитию орфографической зоркости способствует прием «Секрет письма зеленой пастой», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста.

Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет «зажигается» в тетрадях учеников.

Творческий тематический диктант. Задание: составь диктант для своего одноклассника из слов с безударной гласной в корне слова и т.п.

«Фотограф».

На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов, тот фотограф-профессионал.

Источники:

  1. Баранов М.Т. Умение и навыки в школьном курсе русского языка// Русский язык в школе – 1979 -№4
  2. Жедек П.С., Тимченко Л.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 1989 г.
  3. Львов М.Р. Правописание в начальной начальной школе. – М.: Просвещение, 1990г.
10.02.2016 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!