СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование социально- бытовой компетентности учащихся в условиях школы- интерната через проектную деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через активную организацию жизни в школе ученик придет к умению войти в жизнь.

Л.С. Выготский

Практика показывает, что многие выпускники школ-интернатов оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Резкое появление социальных, бытовых проблем в начале самостоятельной жизни связано с отсутствием у молодых людей навыков умения преодолевать трудности. Поэтому в настоящее время актуально создание программ, разработка форм и методов формирования у них умений и навыков для социальной, профессиональной и жизненной компетентности. Два года назад, когда я пришла работать в 7 класс, ребята на вопросы анкеты по социально-бытовому ориентированию, что они умеют, чему бы они хотели научиться до выпуска из школы-интерната, дали вот такие ответы: Из 17 человек никто не умел заварить чай; как приготовить яичницу, сварить яйца знали 2 человека, почистить картошку 3 человека, пользоваться бытовыми приборами, но не ухаживать за ними-4 человека, какие покупать продукты и способы их хранения, никто не знал; стирать, гладить умели 10 человек, но как правильно ухаживать за одеждой, обувью - не знал никто. Больше всего ребята хотели бы: 1. научиться готовить -17 человек. 2. получить знания о продуктах и их использовании 16 человек. 3. пользоваться бытовыми приборами 17 человек. Дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Вот поэтому возникла идея о необходимости проводить практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот. Я тоже люблю готовить, поэтому посоветовавшись с администрацией школы-интерната, я решила в рамках Клуба выходного дня заниматься с ребятами. Я попробовала спланировать и организовать проект "Юные поварята" на 3 года, который был скорректирован методическим объединением и утвержден педсоветом школы-интерната. Начало работы над проектом определили возникшие в процессе трудовой деятельности проблемы, вопросы, темы с которыми захотели познакомиться воспитанники. Объединившись в группу, мальчишки решали, где можно найти интересующую информацию, к кому обратиться за помощью. Совместно со мной учащиеся определили цель проекта и результат. Я принимала равноправное участие, ненавязчиво направляла действия детей, предлагала оптимальные варианты сбора информации.

Цель проекта: создание условий для развития познавательной деятельности, практической подготовки воспитанников на занятиях по основам кулинарии. Задачи:  Способствовать развитию поисковой деятельности воспитанников.  Способствовать формированию знаний, умений, навыков, необходимых для ведения домашнего хозяйства.  Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки воспитанников, полученные ими на занятиях по кулинарии.  Моделировать жизненные и производственные ситуации. Основной механизм реализации проекта. Проведение серии занятий в рамках Клуба выходного дня, направленных на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни: организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации. Основное внимание уделено практическим занятиям. Данный проект охватывает помимо овладения практическими навыками, развитие познавательной сферы через знакомство с основами кулинарии. Проект рассчитан на три года и представляет единую систему взаимосвязанных тем, в основу проекта положен концентрический принцип - одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у воспитанников навыков, умений и потенциальных возможностей). Учитывая интересы воспитанников, выбирались темы занятий:  Значение питания в жизни человека;  режим питания;  санитарно – гигиенические требования к содержанию помещения и оборудования;  кухонные приборы, посуда и их применение;  сервировка стола;  правила поведения за столом;  соблюдение правил техники безопасности;  технология приготовления блюд; ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ «КУЛИНАРИИ» Приготовление закусочных блюд и бутербродов. салатов и винегретов блюд из картофеля, бульонов и супов, блюд из мяса, рыбы, птицы, мучных и крупяных блюд, молочных и яичных блюд, сладких блюд и напитков. Вот уже второй год, реализовывая свой проект, я учу искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты. Кроме развития практических навыков я предлагаю и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. При проведении мероприятий использую компьютерные презентации, интернет-ресурсы, пошаговые рецепты приготовления блюд. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. Для проведения занятий в интернате выделено помещение, две учебных комнаты: в одной, которой проходят практические занятия, другая -для теоретических занятий, приема пищи и приема гостей. В настоящее время в кабинете кулинарии имеется необходимая посуда, бытовая техника (электропечь, электрочайник, миксер, электротостер, микроволновка, холодильник) кабинет постоянно пополняется столовой и кухонной посудой. В процессе работы использую различные формы проведения занятий: В процессе сюжетно- ролевой игры моделирую с учащимися реальные ситуации, стараюсь воссоздать те или иные бытовые сюжеты, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни. Обучаю детей моделированию ситуаций последовательно, стараюсь ставить детей в ситуацию выбора и принятия самостоятельного решения. Учащимся нравиться выполнять роли продавца магазина, официанта, бармена, повара. Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, знакомство с технологическими картами и другими видами работ. Сопровождаю беседу наглядным материалом. После знакомства с новым материалом, в помощь учащимся показываю таблицу, в которой они должны продолжить предложение. Один из основных методов - практические упражнения, занятия.Во время практических занятий ребята приобретают навыки и умения технологии приготовления блюд поэтапно. Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей формируется навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни. Применение таких заданий практикую на каждом занятии. Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отвожу экскурсиям. Они проводятся на кухню школы-интерната, в магазины, на рынок, столовые, кафе, кондитерский цех. Цель экскурсий заключается в закреплении умений рационально, с учетом материальных возможностей, выбирать тот товар, который необходим для приготовления блюд на неделю. Для популяризации своего проекта, показа приобретенных умений и навыков организую различные конкурсы, викторины, турниры, где в соревновательной форме ребята проявляют свои знания и умения, показывают другим учащимся. В этом году при проведении праздников, Дня именинника, Дня рождения школы, праздника Святого Николая к чаепитию ребята все вместе пекли печенье, булочки, пироги, с удовольствием угощали своих друзей. В конце года планируем оформить выставку блюд. Проанализировав результаты своей работы за 2 года, пришла к выводу, что положительная динамика в усвоении социально- бытовых навыков, несомненно, есть. Из диаграммы видно, что в седьмом классе уровень сформированности социально – бытовых знаний и умений у учащихся низкий. Причем в седьмом классе учащиеся лучше усваивали теоретические знания, чем практические. Все знают, как надо правильно делать ту или иную работу, но вот выполнить ее самостоятельно порой не могут. А вот в восьмом классе ситуация немного поменялась. Уровень усвоения теоретических и практических знаний почти сравнивается. Это можно объяснить тем, что учащиеся накапливают практический опыт в выполнении разного вида работ и уже не испытывают трудностей в практических заданиях. Таким образом, работа по формированию социально- бытовой компетентности учащихся в условиях школы- интерната очень важна и необходима, и должна идти непрерывно на протяжении всех лет обучения ребенка, охватывать всю его жизнь в школе. Каждый режимный момент, урок, занятие должны приносить ребенку частичку опыта в самостоятельном жизнеустройстве.

Категория: Всем учителям
17.12.2017 21:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!