СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Галерея драгоценностей. Часть 5: Церковная утварь XV - XIX веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Галерея драгоценностей. Часть 5: Церковная утварь XV - XIX веков

В 1714 г., в связи с переездом всех официальных служб из Москвы в Петербург, Петр I перевозит сюда часть собрания московской Оружейной палаты, которая уже с XVI века представляла собой хранилище оружия, военных трофеев, казны и предметов церковной утвари.

С петровским временем связано появление в столице личных икон и крестов членов царской семьи XVII века. Оклады икон богато декорированы эмалью, чернью и драгоценными камнями. Ценнейшими родовыми реликвиями были личные "наперстные" (носимые на груди) кресты-мощевики, которые постоянно упоминаются в великокняжеских и царских завещаниях. В XVII веке в оформлении окладов книг часто использовался жемчуг - мелкий и крупный, сверленый и собранный на нить. Особого труда требовала техника сплошного жемчужного шитья.

Во второй половине XVIII века в Петербург были привезены два великолепных набора для причастия, исполненные в 1677-1679 гг. по повелению царя Федора Алексеевича (1656-1682), старшего брата Петра I. Эти произведения придворных московских ювелиров отличаются исключительной роскошью и великолепием художественной отделки. Литургические сосуды хранились в Большой церкви Зимнего дворца и использовались по торжественным случаям.

Одним из шедевров эрмитажной коллекции конца XVIII века считается потир работы петербургского мастера Буде, выполненный по заказу Екатерины II в 1790 г. Золотая чаша потира декорирована расписными медальонами и оплетена тонкой золотой филигранной сеткой. По рафинированности стиля это произведение сопоставимо с самыми изысканными памятниками Византии.

Икона "Спас Вседержитель"

Начало XVII в.

Москва

Дерево, масло, золото, жемчуг, ткань, бумага; чеканка, гравировка, канфарение

Литургический прибор: потир, дискос, звездица, тарели, лжица, копие

1677 г.

Москва

Золото, серебро, алмазы, розы, изумруды, сапфиры, рубины, стекло, шпинель, сталь; эмаль; чеканка, канфаренье, роспись

Крест напрестольный

1678 г.

Москва

Золото, бриллианты, розы, рубины, шпинель, эмаль; гравировка, канфарение, роспись; футляр серебро, кожа

Чарка из цельного куска граната в золотой оправе с ручкой

Конец XVII в.

Москва

Гранат, золото, изумруды, рубины, алмаз, шпинель, эмаль; резьба, роспись, гравировка

Литургический прибор: потир, дискос, звездица, тарели, лжица, копие

1679 г.

Москва

Золото, серебро, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, аметисты, шпинель, топаз, лейкосапфиры, кварц, эмаль, стекло, сталь; гравировка, канфаренье, роспись

Икона "Богоматерь Тихвинская"

Конец XVII в.

Москва

Дерево, масло, золото, алмазы, изумруды, эмаль, ткань; чеканка, роспись

Евангелие

1702 г.

Москва

Золото, серебро, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло, бумага, ткань, миниатюры; золочение, чеканка, гравировка, филигрань, роспись

Икона "Богоматерь Руденская"

Начало XVIII в.

Москва

Дерево, масло, ткань, золото, серебро, бриллианты; чеканка, гравировка, канфарение

Потир

1790 г.

Мастер Жан Франсуа Ксавье Будде

Санкт-Петербург

Золото, эмаль; литье, чеканка, филигрань, роспись

Крест-ставротека с частицей Честного Древа

Начало XIX в.

Неизвестный мастер

Санкт-Петербург

Золото, алмазы, эмаль, дерево, слюда; роспись

Потир

1795-1797 гг.

Неизвестный мастер

Санкт-Петербург

Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, полировка, гравировка, пунцирование, роспись

Крест-ставротека с частицей Честного Древа

Около 1830 г.

Неизвестный мастер

Иерусалим

Золото, дерево, ткань; чеканка, гравировка

От себя добавлю, что, готовя публикацию, заинтересовалась, что такое "крест - ставротека с частицей Честного дерева"? Если кому - то будет интересно, нашла информацию:

В традиции восточных христиан ставротекой (от греч. staurotheke: stauros — «крест» и «theke» — «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже – мощевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Креста Господня («Святого Креста» или «Честного Древа»).

Церковные мастера, придерживаясь древней традиции, изготавливали ставротеки из ценных или крепких пород дерева, обитого снаружи и внутри золотом или позолоченным серебром и украшенного драгоценными камнями. Помимо частиц Креста Господня в них хранили и другие святые реликвии. Из исторических преданий о Византии известно, что ценнейшая ее ставротека, содержавшая самые знаменитые в христианском мире части Древа Честного Креста, находилась в императорской сокровищнице Патриаршего православного собора во имя святой Софии — Премудрости Божией, (иначе — святой Софии Константинопольской, Айя–Софии) в Царьграде. В древние времена в Константинополе на праздник Воздвижения Креста Господня эту святыню торжественно выносили для поклонения приходившим в собор многочисленным верующим. За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне посреди храма, воздвигал Святой Крест, составленный из частей Животворящего Древа и вложенный в ставротеку, где находились и другие святые реликвии.

Категория: Всем учителям
29.07.2017 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!