СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городской пейзаж в современном искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Городской пейзаж в современном искусстве

Пейзаж — это (пер. с франц. рaysage – природа) жанр в изобразительном искусстве, предметом изображения которого является естественная природа или выдуманный художником мир.

История данного жанра насчитывает несколько веков. Первые элементы пейзажа можно обнаружить в наскальной живописи эпохи неолита. Древнейшие изображения в основном состоят из простых и условных сюжетов. На стенах пещер изображали реки и озера, деревья и животные, сцены из бытовой жизни, охота и перегон стад. Таким примером служит работа древнего художника на плато Тассилин-Аджер в Сахаре (датируемая 7 тыс. до н.э.), где был изображен схематичный рисунок природы рядом с фигурками человека.

В Древнем Египте живопись значительного самостоятельного развития не имела, потому что, на тот момент в египетской художественной культуре преобладал интерес к скульптуре и архитектуре; живопись же художники использовали как вспомогательный элемент декора, для росписи стен в жилых помещениях. Пейзажный жанр в египетском изобразительном искусстве не получил значительного развития, художники в изображение природы, ограничивались лишь условными обозначениями, поверхностными намеками, геометрическими формами и простыми чертежами. А перспектива египетским мастерам была не известна, но этот минус возместили хорошими достижениями в анималистическом жанре.

В искусстве Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Персия). Основными сюжетами для изображения были сцены войн, казни пленников, охота, ловля рыб, пиры и т.д. В пейзажном искусстве ассирийские мастера живописи были более грамотными, чем египетские. Им удалось достичь хороших результатов в изображении иллюзии глубины пространства за счет перспективы. Картины отличались использованием разнообразных форм и выразительностью.

Статус самостоятельного жанра, пейзаж приобрел VI веке в Китае. На формирование китайского изобразительного искусства, колоссальное воздействие оказала религия. Восприятие красоты природы, взаимосвязанное с религиозным течением «дао», было важной частью духовной жизни, и в связи этим пейзаж стал ведущим жанром в живописи. Художники в своих полотнах изображали величественную, безграничную природу родной земли. Работы в основном выполнялись тушью на шелке или рисовой бумаге. Китайская средневековая живопись оказала влияние на развитие пейзажного искусства Японии и стран Юго-Востока.

В Европе развитие пейзажного жара отставало от китайского и японского. В Средневековье религия так же оказала большое воздействие на искусство. Художники имели возможность изображать, только религиозную тематику, пейзаж ушел на второстепенный план и не имея самостоятельной смысловой нагрузкой. Пейзаж вносили в сюжет картин только как фон для портретов или полотен на библейские темы.

Более значительную роль пейзажная тематика получила в эпоху Высокого Возрождения. Художники стали внимательнее изучать перспективу и стремится к новейшим открытиям в этой сфере. Вследствие этого пейзаж мог представлять собой цельную картину. В XVI веке увлеченность европейских художников феноменом пространства, послужило сильным толчком для развития пейзажного жанра. Особенно это заметно в картинах таких мастеров, как Питер Брейгель Старший и Эль Греко.

В самостоятельный жанр пейзаж сложился в XVII веке, большой вклад внесли мастера Нидерландов. Крупнейшими из них были Геркулес Сегенс, Якоб ван Рейсдаль и Харменс ван Рейн Рембрандт.

В России зарождение жанра пейзаж произошло достаточно поздно. Его возникновение связано с основанием санкт-петербургской Академии художеств, где в 1767 году был учрежден курс пейзажа, готовивший художников пейзажистов.

Основоположниками российского пейзажного искусства можно считать Семёна Щедрина (1745-1804),Фёдора Матвеева (1758—1826), Фёдора Алексеева (1753/55-1824), они прошли обучение академической живописи в Западной Европе.

Безграничная красота, и многообразие тем для рисования в природе, дало основу возникновению в изобразительном искусстве различных видов пейзажного жанра.

Городского пейзажа зародился в процессе многолетнего формирования жанра пейзаж. Который очень долгое время не являлся самостоятельным видом живописи. В итальянском искусстве XV века, было распространено изображение архитектурных пейзажей, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, с высоты птичьего полета. Это были масштабные архитектурные виды, с невероятными сюжетами. Основоположниками течения венецианского городского пейзажа были Карпаччо и Беллини, которое в конечном итоге переросло в отдельный жанр европейской живописи — ведута. Подъем ее связан с именем Каналетто, который добился больших успехов. В своих ведутах он достиг равновесия между документальностью и поэтической интерпретацией городского пейзажа. Окончательным звеном развития является творчество Франческо Гварди, который в свое пейзажной живописи с легкостью решал проблемы света и воздуха, его картины были полны эмоциональной активности образа природы, и городской атмосферы.

Сельский пейзаж. Художников в данном направлении привлекает естественность деревенского быта с окружающей природой, свобода и простота.

Парковый пейзаж. Темой для изображения художники выбирают уютные, безлюдные уголки природы, созданные для отдыха и созерцания.

Морской пейзаж — марина — рассказывает о своеобразной красоте морской стихии. Изображаются: море, то спокойное, то бурное; волны с белоснежно — кружевной пеной бьющиеся об берег; корабли; лодки; отражения в воде; порты.

Архитектурный пейзаж. Главной темой художников являются памятники архитектуры в ансамбле с окружающей средой.

В индустриальном пейзаже главным объектом изображения выступают здания заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурные конструкции вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.

Первым мастером городского пейзажа в истории российской живописи является Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824). Образование получил в Петербургской Академии Художеств, в период с 1766 — 1773 года. Так же обучался в Италии у таких мастеров живописи как Д. Моретти и П. Гаспари. Но в скором времени отказался от всех своих учителей и начал самостоятельное изучение городского пейзажа в Венеции. В процессе обучения он исследовал и копировал картины знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди.

Алексеев в своих полотнах изображал прекрасные города наделенные величественностью и возвышенностью. Основное место и внимание в картинах отдано изображению водной глади Невы, плывущим по ней лодкам и летнему небосводу с плывущими облаками. В картинах мастерах Петербург превращался в северную Венецию. Полный образ весеннего города создают белокаменные дома на Дворцовой набережной залитые мягкими лучами солнца, голубое небо, сверкающая вода и Летний сад с блестящим на солнце решеткой.

Городской пейзаж в современном искусстве. Современные художники и иллюстраторы, обратившие свое внимание на городской пейзаж, в своих работах изображают не только автомобильные пробки, беспорядочные толпы людей на улицах, но еще и изящный городские скульптуры, фонтаны, уютные парки и скверы, старинные постройки и исторические кварталы, современные стеклянные здания и т.д. Такие картины несут в себе особый заряд бодрости, оптимизма, они всегда изысканы и красивы. Сегодня данное направление очень популярно среди творческих людей, и имеет огромное количество ценителей искусства во многих странах мира.

Категория: Искусство
22.11.2020 12:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!