СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный подход к каждому ребенку

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Индивидуальный подход к каждому ребенку»

В семьях, где растет "трудный" ребенок, зачастую мы слышим такие рассуждения: "И в кого она только такая? Вот сын у меня совсем другой. Ведь живут они в одних условиях, у одних родителей, и отношение к ним ведь одинаковое.". Вот в этих словах, чаще всего, и кроется главный секрет подобной родительской беды - одинаковое отношение!

Каждый ребенок - это своеобразная, неповторимая личность, со своим темпераментом, характером, особенностями ума и преобладающими интересами.

Можно ли встретить в жизни человека с совершенно таким же лицом, как свое? Ответ:нет. Ведь даже у близнецов, похожих как две капли воды, есть расхождения: в овале лица, форме носа, глаз, губ. И даже по характеру близнецы во многом разные.

Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Также и в семье сколько детей, столько и личностей и каждая из них уникальна!

Именно от того, что они обязательно в чем-то не похожи друг на друга, одни и те же приемы воспитательного воздействия накладывают на них разный отпечаток. Вот об этом, к сожалению, задумывается очень незначительная часть родителей.

В воспитательном обиходе достаточно многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка.

Если ребенок ведет себя хорошо, с точки зрения взрослых, его хвалят, покупают обновку. Но если он сделал что-то не так, в чем-то провинился - его подолгу ругают, чего-то лишают, а в некоторых семьях и вовсе берутся за ремень.

Между тем один и тот же хороший поступок, так же как и плохой, может быть обусловлен разными мотивами - причинами, связанными именно с особенностями личности данного ребенка.

Например, два ребенка ходят на подготовительные занятия. Но один много занимается, но ему это трудно дается, а второй способный, но ленится. Справедливо ли в подобных случаях родительское негодование выражать в одной форме? Неуверенность в себе, чаще всего, это проявление темперамента человека, т.е совокупность психических свойств, которая проявляется в быстроте возникновения чувств, а также в особенностях деятельности.

В период детства жизнерадостность, неумение сдерживать свои эмоции свойственны почти всем детям. Поэтому в этот период жизни сложно понять, какой тип темперамента у ребенка.

Обычно, родителям, у которых тихие дети завидуют: с ними меньше хлопот, волнений, они послушнее. Однако послушание послушанию рознь. Если в нем проявляются осознанные требования к своему поведению - это хорошо. Но если послушание является следствием внутреннего безволия и жизненной немощи, что бывает у детей с ярко выраженным флегматическим темпераментом - это уже плохо.

Из таких детей, если не обращать внимания на развитие волевых качеств, могут вырасти люди, которые не будут хозяевами своей судьбы, которые не смогут осуществить все возможности своей личности, а следовательно, быть вполне счастливыми. Так вот, раз черты темперамента накладывают своеобразный отпечаток на поведение детей, значит и мы, взрослые, должны учитывать это. Прежде всего необходимо знать, что темперамент изменить нельзя. Да это и не нужно. Перед родителями стоит другая задача: научить ребенка управлять своим темпераментом.

Ребенок подвижный, горячий в своих чувствах, в котором жизнь бьет ключом, имеет природные данные для того, чтобы из него сформировался активный, энергичный "человек с огоньком". Однако взрослым в этой ситуации необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок брался за такое количество дел, с которым в силах справиться, и чтобы каждая работа была сделана не наспех, а доведена до конца. Там, где на это мало обращают внимания, начинают проявляться неприятные черты сангвинического темперамента: ребенок растет легкомысленным, суетливым, несерьезным.

Дети-сангвиники, а также холерики очень возбудимы, вспыльчивы, крикливы, дерзки. Конечно, взрослых это возмущает, и они часто сами начинают кричать и раздражаться, вместо того чтобы заставить себя ответить сдержанно на "пылкое" поведение ребенка и тем самым переключить процесс возбуждения на процесс торможения. Может быть, в таких случаях даже нужно уйти, замолчать или внезапно заговорить совсем о другом, но только ни в коем случае не быть добавочным раздражителем.

Родителям мальчиков и девочек с ярко выраженными чертами флегматического темперамента, приходится увлекать подвижными играми, давать побольше заданий.

Обидчивые, застенчивые ребята тоже требуют особого подхода. На поведении этих детей сказываются черты меланхолического темперамента.

Однако если темперамент человек получает от рождения, то характер приобретается и его можно изменить под влиянием окружающей среды, под воздействием воспитания. Темперамент может быть очень благоприятной почвой для формирования одних черт характера и затруднять (если человек не умеет им управлять) развитие других качеств.

Уже в дошкольном возрасте, когда характер еще только начинает формироваться, но его первые проявления уже бросаются в глаза воспитателям и родителям. Трудолюбие и лень, активность и равнодушие к общественным делам, доброта и жадность, честность и ложь. Поэтому правильная действенная воспитательная реакция на то или иное поведение ребят обязательно требует учета тех особенностей характера, которые его вызвали. В индивидуальном подходе нуждаются дети и в зависимости от возраста.

Очень важно, чтобы в форме общения ребёнок чувствовал уважение к своей личности.

Взрослые, строя взаимоотношения с детьми должны учитывать возраст, темперамент, и черты характера. Надо хорошо знать своего ребенка, правильно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он поведет себя. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, т. к в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно.

26.11.2020 21:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!