СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА в физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий с помощью метода интеллект - карт.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать. Поэтому, в условиях перехода на новые образовательные стандарты от учителя требуется глубоко продуманная организация модернизации физического образования.

Одной из её актуальных проблем является разработка такой формы организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивала бы формирование у них умений принимать эффективные решения, необходимые для жизни в современном информационном обществе, и как, результат, повышение познавательной активности. Сегодня основные направления деятельности общеобразовательной школы связаны с ориентацией школы на развитие индивидуальных психологических ресурсов каждого ученика. Что касается процесса обучения физике, то для достижения нового качества физического образования учащихся необходима реконструкция методов и форм обучения.

Одним из таких методов является метод интеллект – карт.

Интеллект-карта–это графическое выражение, процесс радиантного (многомерного) мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.[1], [3].

Метод интеллект - карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи. Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты [3]:

1. объект внимания /изучения кристаллизован в центральном образе;

2. основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3. ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами;

4. ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллект - карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений (например, общепринятых аббревиатур), а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект - карт. И то, и другое, и третье помогает усовершенствовать творческий запал при создании и дальнейшем использовании интеллект - карт, а равно лучше запомнить содержащуюся в них информацию [2].

На практике апробированы и используются следующие способы организации учебной деятельности со школьниками на основе карт: примеры заданий

1.в качестве контрольной работы, при этом развиваются регулятивные УУД, т.е. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.при проведении текущего контроля (по готовой карте объяснить значение линий и стрелок) также формируются регулятивные УУД, т.е. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

3.при работе в группах (по готовой карте, но оставив пустыми некоторые места, выполнить задания: заполнить пустые фигуры, подписать линии или изобразить пропущенные объекты) формируются коммуникативные УУД, т.е. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

4.при проверке домашнего задания (на интерактивной доске составить карту по этапам: рисунки, формулы, подписи) формируются личностные УУД – это потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу).

5.в качестве задания на дом (составить интеллект-карту по пройденной теме урока), происходит формирование познавательных УУД, т.е. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение.

6. Использование данного метода в работе с обучающимися показал, что интеллект - карты помогают усвоить разницу между способностью к хранению объема информации, которая может быть запечатлена в памяти, что, собственно, позволяет демонстрировать метод интеллект - карт, и эффективностью хранения информации, повысить которую он (метод) призван.

Проанализировав возможности использования такого метода при изучении физики в школе можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будет способствовать более широкое применение такой педагогической технологии как использование интеллект – карт.

ссылка на источники:

1.Т. и Б. Бьюзи. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.: ил.

2.Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.: ил.

3.http://vaskino-sch.ru/uchenikam/pamyatki/intellekt-karta.html

4.//bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32.

5.http://gimn62.zaoproxy.ru/?q=content/intellekt-karty-v-uchebnom-protsesse

Мною этот метод используется. В ближайшее время планирую поработать над созданием интеллект-карт с 7-классками по темам «Силы», «Давление»; с 8классами по темам «Энергия», «Теплопередача», для 9 класса - хочу предложить тему «Радиоактивность».

Категория: Физика
06.05.2016 13:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!