СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное обучение – понятие, преимущества, формы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное обучение – понятие, преимущества, формы

В процессе обучения каждая из сторон должна получить учебные результаты, которые можно обозначить как цели обучения:

  • ознакомление – знакомство с основными понятиями и процедурами в конкретной области знания;
  • освоение основ – способность пересказать, описать основные понятия и процедуры;
  • овладение – успешное применение основных понятий и процедур в предметной деятельности;
  • полное усвоение – мастерство – успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в освоении и закреплении знаний и умений.

Эти цели наилучшим образом реализуются в образовательном процессе, построенном на основе интерактивной модели.

Интерактивное обучение – это активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым повышая качество их учения и текущий контроль самостоятельной работы обучающихся.

Интерактивное обучение предполагает внутригрупповую и межгрупповую активность обучающихся и направленность действий (инициативу). Активность обучающихся в процессе интерактивного обучения может быть представлена тремя основными группами.

Физическая активность обучающихся заключается в пространственном перемещении, изменении образа действий партнеров по взаимодействию, например, в деловой или ролевой игре. Обучающиеся могут менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию у доски или перед аудиторией, работать в малых группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки и т. д.

Социальная активность обучающихся проявляется в том, что они сами инициируют взаимодействие друг с другом, используют различные приемы и техники обмена информацией: задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т. д.

Познавательная активность обучающихся проявляется в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему (ситуационный анализ), определять способы ее решения, предлагать рекомендации, вырабатывать советы.

Отличительная черта интерактивного обучения – использование конкретного опыта, что является отправным пунктом в естественном научении – психологии поведения. Теория научения (бихевиоризм) представлена работами И. Павлова, Д. Уотсона (условные рефлексы) и Б. Скиннера (теория закрепления). Естественный цикл научения происходит на основе рефлекторного поведения человека, закрепления осуществленного поведения и на основе наблюдений. Собственный опыт и опыт других людей является фундаментом для наблюдений и рефлексии. На основе наблюдений человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям, которые выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях – воображаемых, моделируемых и реальных. Делая выводы из последствий предыдущего опыта, человек старается закрепить желательное поведение и устранить нежелательное. Весь учебный цикл, основанный на конкретном опыте, состоит из четырех фаз:

  1. фаза конкретного опыта – восприимчивость нового опыта;
  2. фаза рефлексии – осмысление конкретного опыта и его интерпретация с различных точек зрения и подходов;
  3. фаза концептуализации опыта – целостное понимание, выработка понятий и представлений, выстраивающих данные наблюдения в последовательную, логичную теорию;
  4. фаза активного экспериментирования – способность использовать теоретические представления для принятия решений, решения проблем, что способствует приобретению нового опыта.

Интерактивное обучение основано также на взаимной обратной связи между студентом и преподавателем. Такое обучение позволяет незамедлительно и своевременно дать обучающимся оценку их действий, результатов и их последствий, а также получить информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Обратная связь с обучающимися может быть реализована на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений в позитивном конструктивном плане с помощью кумулятивной промежуточной оценки результатов обучения.

В процессе интерактивного обучения при использовании, например, активных конкретных ситуаций, деловых игр обучающиеся учатся решать проблемы, с которыми им придется постоянно сталкиваться в будущей практической деятельности. Обучение и решение проблем – часть непрерывного процесса пересмотра установок, ценностей, убеждений через взаимодействие с новой информацией в течение всей жизни.

Для решения современных организационных и управленческих проблем в настоящее время необходимы эффективные и устойчивые командные коммуникации в организации. Они способствуют обмену идеями, опытом работников, выполняющих взаимосвязанные задачи, и формированию чувства группового единства, значимость которого была доказана в конце 1920-х гг. Э. Мэйо (школа человеческих отношений) при проведении Хотторнских экспериментов. Его исследования показали, что результативность (производительность) труда зависит не только от условий труда, но и от группового психологического воздействия на нерадивых работников, обусловленного желанием бригады ответить высокими результатами труда на человеческое отношение. Возникшие в 60-70-е гг. ХХ в. автономные команды (teams), соединяющие самостоятельность со сплоченностью, взаимозаменяемостью и взаимообучаемостью их членов, обретают новое дыхание. В условиях гибкой автоматики, децентрализованной информации и компьютерной интеграции производства команды оптимально комбинируют усилия и способности людей, их профессионализм и ответственность. Японские «кружки качества», затем бригадное рационализаторство и инжиниринг производства (перестройка под переосмысление цели и стратегии) показали эффективность коллективного взаимодействия, «сотворчества снизу доверху». Поэтому навыки готовности к коллективному труду и работе на общий результат обучающиеся должны получать в процессе обучения при использовании интерактивных технологий. При проведении имитационных, деловых или ролевых игр обучающиеся получают коммуникативные умения, экспериментируют выбор стратегий взаимодействия и моделей общения, снимают стереотипы, учатся сотрудничеству, рассматривают стили руководства при оптимальном сочетании двух ситуационных переменных: «ориентации на отношения» и «ориентации на задачи».

Возможности физической и социальной активности обучающихся, реализуемые при интерактивном обучении, впоследствии окажутся весьма полезными, поскольку офисы многих фирм проектируются в соответствии с принципами активной среды и включают как уединенные рабочие места (кьюбиклы), так и помещения для групповых взаимодействий, позволяющие работникам на короткие периоды «отключаться» от рабочих мест.

Таким образом, отличительными признаками интерактивного обучения являются:

  • активность (физическая, социальная, познавательная);
  • инициатива (направленность действий);
  • взаимодействие с опытом (прямое взаимодействие с областью осваиваемого опыта);
  • обратная связь;
  • решение проблем;
  • приобретение навыков командообразования.

К основным методологическим принципам интерактивного обучения относятся:

  • тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий, дефиниций;
  • всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции (например, взаимодействие менеджеров по управлению персоналом и линейных менеджеров);
  • поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;
  • выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции лидера (руководителя), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (хороший преподаватель тот, который только помогает);
  • активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
  • постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;
  • оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;
  • интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера) и ин­дивидуальных способностей в групповых занятиях;
  • организация пространственной среды – «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению обучаемого (например, дискуссия внутри команд или межгрупповая дискуссия; некоторые многочасовые интерактивные игры требуют отдельных помещений);
  • проигрывание игровых ролей («оппонента», «пессимиста», «реалиста», «адвоката дьявола», «компетентного судьи» и др.) с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей обучающихся (например, при проигрывании ситуации стимулирования конструктивного конфликта);
  • осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты;
  • обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации.

В табл. представлена классификация интерактивных технологий, рассмотрены их достоинства, возможности и ограничения эффективного использования в учебном процессе.

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие

технологии

Достоинства

Ограничения

1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация информации аудитории

Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Позволяет сообщить новые знания, выделить главные моменты темы, познакомить с методическими рекомендациями по самостоятельному изучению материала и т. д.

Возможности лекции в активизации процесса восприятия информации, использовании обратных связей, мотивации обучаемых, эмоциональном воздействии на них посредством переживания успеха ограничены

2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах

Способствует активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося

Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности, коммуникативной компетенции и др.

2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.)

Обучает принятию управленческих, хозяйственных, производственных, социально-психологических решений. Осуществляется разнообразное взаимодействие: переговоры, дискуссии, публичная презентация материалов. Позволяет получить навыки адаптации к новой среде

Отсутствие знаний и навыков по технологии принятия решений, а также необходимой компетентности приводит к принятию неэффективных групповых решений. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту

2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных экономических и социальных задач в конкретной ситуации

Позволяет овладеть системой навыков, умений конкретной профессии, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной производственной ситуации. Участники используют разнообразные сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестический, что обеспечивает интенсификацию процесса обучения и делает его захватывающим

Отсутствие теоретически и методически хорошо проработанных игровых способов развертывания содержания создает ситуацию, когда игра «не играет». Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)

Обучение через действие – наиболее эффективный способ научения. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени

Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию

2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейз-стади, инцидент, баскет-метод)

Дополняет многие теоретические аспекты дисциплины посредством введения практических задач. Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения

Отмеченные достоинства являются и ограничениями. При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)

Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления

Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.

2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков

Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками

Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы

Категория: Всем учителям
03.02.2017 21:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!