СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные технологии сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые интерактивные технологии сегодня

Проблемный вопрос: Может ли быть учение в школе интересным? И что надо сделать, чтобы  ученики любили ходить на уроки?

  “Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский

  В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности. Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна, на мой взгляд, особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти ребенка на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях.

То есть как сформировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся…

На помощь приходят разные педагогические технологии.

На сегодняшний день во многих сферах жизни общества используются интерактивные технологии. Мультимедиа проекторы, интерактивные доски и панели, системы видеоконференцсвязи облегчают большинство проблем, которые существовали раньше. Расстояния и пространство теперь не так важны в учебе и работе. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.

Сейчас  недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий.

Обратимся к этимологии слова «интерактивный».

Интерактивные технологии по В.В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три обмена информационного обмена.

Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (ученику), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребёнка, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды.

Интерактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.

Какие бывают  интерактивные технологии.

 Выделенные технологии я применяю наиболее часто в своей работе, учитывая возрастную категорию учащихся. С ними я вас и познакомлю при обобщении своего опыта работы

Методологической основой моего опыта являются педагогические и психологические труды ученых В.П. Беспалько, А.И. Богомолова, А.Г. Молибога и др., которые определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении,  а также работы Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н.Суворова и др., где выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности. А также

 • классификация и основные характеристики учебных игр  Г.К.Селевко;

•  принципы моделирования и организации учебных игр, описанные О.С.Газманом, М.В.Клариным;

•  труды философов (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман);посвященные проблемам игры как феномену культуры, диалога культур в процессе воспитания

Виды коммуникационного взаимодействия

Интерактивное обучение в школе предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между учителем и учащимися, а также между самими учениками, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеником» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д. 

При таких  создающихся взаимодействиях   я  использую разнообразные формы и методы интерактивного обучения. 

 Формы и методы  интерактивного обучения.

Интерактивные методы  - это создание обстановки совместной творческой (продуктивной) деятельности преподавателя и учащихся, где идет процесс взаимодействия личностей, а не только процесс поиска знаний.

   в деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся, как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые обсуждают вопросы, спорят и соглашаются между собой, активизируя друг друга. И обучающиеся, и преподаватель  являются субъектами обучения Преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, консультанта Организуется взаимодействие всех обучающихся  

Применение ИКТ – система в лицее

 Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться:

Не как цель, а как еще один инструмент исследования; Как источник дополнительной информации по предмету; Как способ самоорганизации труда и самообразования; Как возможность личностно-ориентированного подхода; Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

Проектные технологи. Что такое  проект?

Метод проектов как педтехнология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. При использовании метода проектов в обучении школьники включаются в творческую деятельность. Проекты по всем направлениям проходят рецензирование, защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются.

    Отношения учитель-ученик в корне меняются. Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по схеме: учитель  →     учебник   →    ученик.

То теперь:

ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;

ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;

ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

ученик субъект обучения - учитель - партнер;

ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Фрагмент открытого урока с применением проектных технологий «Генеративные органы растений»

 Общеучебные умения и навыки,  формирующиеся в процессе проектной деятельности:

Особыми уроками являются бинарные уроки, на которых можно показать взаимосвязь смежных предметов и целостность естественнонаучного представления о мире. В своей практике я также использую такие уроки.  Мною был проведён урок совместно с учителем географии по теме «Внешние силы земли и их влияние на почвообразование. Почва и её состав»

Дистанционное обучение.  

Следующая сфера применения интерактивных технологий в образовании - дистанционное обучение. Для него требуется компьютер, подключенный к интернет и умение пользоваться электронной почтой и специальными программами по дистанционному обучению.

Игровые технологии.

 В моей работе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,  повышают  авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников  за  результаты  учебной работы. Эти  задачи  можно  успешно  решать  через  технологию  игровых  форм обучения.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. Технология универсальна.  Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки,  творческого интеллектуального развития.       

Интеллектуальные и ролевые игры я чаще всего использую при проведении воспитательных мероприятий и во внеклассной работе при проведении декад естественных наук, что позволяет повысить интерес у учащихся к природоведению, биологии и экологии.

     

Категория: Биология
01.02.2015 22:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!