СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Новые интерактивные технологии сегодня
Проблемный вопрос: Может ли быть учение в школе интересным? И что надо сделать, чтобы ученики любили ходить на уроки?
“Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
К.Д. Ушинский
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности. Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна, на мой взгляд, особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти ребенка на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях.
То есть как сформировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся…
На помощь приходят разные педагогические технологии.
На сегодняшний день во многих сферах жизни общества используются интерактивные технологии. Мультимедиа проекторы, интерактивные доски и панели, системы видеоконференцсвязи облегчают большинство проблем, которые существовали раньше. Расстояния и пространство теперь не так важны в учебе и работе. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.
Сейчас недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий.
Обратимся к этимологии слова «интерактивный».
Интерактивные технологии по В.В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три обмена информационного обмена.
Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (ученику), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребёнка, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды.
Интерактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.
Какие бывают интерактивные технологии.
Выделенные технологии я применяю наиболее часто в своей работе, учитывая возрастную категорию учащихся. С ними я вас и познакомлю при обобщении своего опыта работы
Методологической основой моего опыта являются педагогические и психологические труды ученых В.П. Беспалько, А.И. Богомолова, А.Г. Молибога и др., которые определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, а также работы Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н.Суворова и др., где выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности. А также
• классификация и основные характеристики учебных игр Г.К.Селевко;
• принципы моделирования и организации учебных игр, описанные О.С.Газманом, М.В.Клариным;
• труды философов (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман);посвященные проблемам игры как феномену культуры, диалога культур в процессе воспитания
Виды коммуникационного взаимодействия
Интерактивное обучение в школе предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между учителем и учащимися, а также между самими учениками, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеником» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.
При таких создающихся взаимодействиях я использую разнообразные формы и методы интерактивного обучения.
Формы и методы интерактивного обучения.
Интерактивные методы - это создание обстановки совместной творческой (продуктивной) деятельности преподавателя и учащихся, где идет процесс взаимодействия личностей, а не только процесс поиска знаний.
в деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся, как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые обсуждают вопросы, спорят и соглашаются между собой, активизируя друг друга. И обучающиеся, и преподаватель являются субъектами обучения Преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, консультанта Организуется взаимодействие всех обучающихся
Применение ИКТ – система в лицее
Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться:
Не как цель, а как еще один инструмент исследования; Как источник дополнительной информации по предмету; Как способ самоорганизации труда и самообразования; Как возможность личностно-ориентированного подхода; Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.
Проектные технологи. Что такое проект?
Метод проектов как педтехнология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. При использовании метода проектов в обучении школьники включаются в творческую деятельность. Проекты по всем направлениям проходят рецензирование, защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются.
Отношения учитель-ученик в корне меняются. Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по схеме: учитель → учебник → ученик.
То теперь:
ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения - учитель - партнер;
ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Фрагмент открытого урока с применением проектных технологий «Генеративные органы растений»
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
Особыми уроками являются бинарные уроки, на которых можно показать взаимосвязь смежных предметов и целостность естественнонаучного представления о мире. В своей практике я также использую такие уроки. Мною был проведён урок совместно с учителем географии по теме «Внешние силы земли и их влияние на почвообразование. Почва и её состав»
Дистанционное обучение.
Следующая сфера применения интерактивных технологий в образовании - дистанционное обучение. Для него требуется компьютер, подключенный к интернет и умение пользоваться электронной почтой и специальными программами по дистанционному обучению.
Игровые технологии.
В моей работе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебной работы. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. Технология универсальна. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.
Интеллектуальные и ролевые игры я чаще всего использую при проведении воспитательных мероприятий и во внеклассной работе при проведении декад естественных наук, что позволяет повысить интерес у учащихся к природоведению, биологии и экологии.
© 2015, Фролова Ольга Николаевна 1356