СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрация достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.
В настоящее время перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; развития потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность. Этого можно достичь, если выстроить образовательный процесс, таким образом, чтобы саморазвитие стало не только основой формирования познавательных УУД школьников, но и основой самообразования в течение всей жизни .
Для достижения "учебной самостоятельности" особое значение имеет контрольно-оценочная деятельность, самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать результат своей работы, выявлять причины и разрешать возникающие трудности. Исходя из этого, чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии. Одним из таких нововведений является введение критериального оценивания.
Что же такое “критериальное оценивание”?
Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнений учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно- познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
В традиционной школе при пятибалльной системе оценивания, учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:
В свою очередь, при критериальном оценивании, когда учащийся участвует в этом процессе
Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья не только учащихся, но и учителей.
Рассмотрим, каким образом можно использовать метод критериального оценивания при организации проектной деятельности учащихся.
Отметим, что в ходе организации проектной деятельности формируются мета предметные УУД, развивается мотивация самостоятельного поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.
Важным аспектом в этой деятельности является совместная с учащимися разработка критериев до начала работы над проектом. При разработке критериев мы придерживаемся следующих принципов: критерии должны быть доступными для понимания учащихся и конкретными.
Четко прописанные критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. Помимо оценки результата деятельности проекта и умения презентовать свою работу, учащиеся должны оценивать деятельность участников проекта в группе. И этот критерий должен быть прописан отдельно.
В современной методике не существует единых критериев оценивания проектной деятельности, так как проект – это творческая работа, которая может иметь свою специфику в зависимости от области исследования. В области обучения иностранным языкам, в первую очередь, оцениваются:
А так же оценивается качество представленного материала (продукта):
Результатом реализации проекта являются различные продукты: презентации, статьи, эссе, видеофильмы, тематические газеты, постеры и т.п. Проектные работы можно выполнять на любые темы, используя навыки, полученные учениками на других предметных уроках.
Деятельность учителя и ученика в работе над проектом имеет различный характер. Соответственно, листы оценивания для учителя и ученика будут разными. Предлагаю свой вариант оценивания проектной деятельности в соответствии с современным взглядом на коммуникативную компетенцию. (см Приложение 1)
По окончании презентации ученики всех групп анализируют проект, комментируют его, заносят результаты в оценочный лист (таблица № 1). Учитель, соответственно, выставляет баллы в свой оценочный лист (таблица №2). Затем сводит все результаты в таблицу №3.
Объективность оценивания будет полной при условии трех составляющих критериев оценивания:
1. Самооценка.
2. Оценка других учащихся.
3. Оценка учителя.
Итак, в проектной работе оцениваются не только знания, коммуникативные умения, работа с информацией, а так же развиваются такие регулятивные УУД, как саморегуляция и самооценка.
Таким образом, данный вид оценивания позволяет: -Учителям: 1.разрабатывать критерии совместно с учащимися, способствующие получению качественных результатов; 2. иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; 3.улучшить качество преподавания;
4.выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
-Учащимся: 1.знать и понимать критерии оценивания;
2.выстраивать правильно свою работу над проектом, учитывая заранее известные критерии;
3.рефлексировать, оценивая себя и своих сверстников;
4. критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи.
Выводы: — оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней деятельности ученика;
— для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка; — технология критериального оценивания, метод проектов являются эффективными для формирования универсальных учебных действии;
— особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений учащихся; формированию личностных УУД
© 2015, Зиятдинова Гульнар Ханифовна 1365