СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование критериального подхода в оценке проектных работ учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрация достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

В настоящее время перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; развития потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность. Этого можно достичь, если выстроить образовательный процесс, таким образом, чтобы  саморазвитие стало не только основой формирования  познавательных УУД школьников, но и  основой самообразования в течение всей жизни .

Для достижения "учебной самостоятельности" особое значение имеет контрольно-оценочная деятельность, самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать результат своей работы, выявлять причины и разрешать возникающие трудности. Исходя из этого, чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии. Одним из таких нововведений является введение критериального оценивания. 

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнений учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно- познавательной компетентности учащихся. 

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. 

В традиционной школе при пятибалльной системе оценивания, учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций: 

  • уровень учащегося относительно определенного эталона, 
  • уровень учащегося относительно класса в целом, 
  • уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период

В свою очередь, при критериальном оценивании, когда учащийся участвует в этом процессе

  • он становится настоящим субъектом своего обучения;
  • снижается школьная тревожность учащихся;
  • учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, тьютора.

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья не только учащихся,  но и учителей.

Рассмотрим,  каким образом можно использовать метод критериального оценивания при организации проектной деятельности учащихся.

Отметим, что в ходе организации проектной деятельности формируются мета предметные УУД, развивается мотивация самостоятельного поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

Важным аспектом в этой деятельности является совместная с учащимися разработка критериев до начала работы над проектом. При разработке критериев мы придерживаемся следующих принципов: критерии должны быть доступными для понимания учащихся и конкретными.

Четко прописанные критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. Помимо оценки результата деятельности проекта и умения презентовать свою работу,  учащиеся должны оценивать деятельность участников проекта в группе. И этот критерий должен быть прописан отдельно.

В современной методике не существует единых критериев оценивания проектной деятельности, так как проект – это творческая работа, которая может иметь свою специфику в зависимости от области исследования. В области обучения иностранным языкам, в первую очередь, оцениваются:

  • коммуникативная компетенция – умение выразить свои мысли на иностранном языке, логичность и аргументированность высказывания;
  • языковая компетенция – грамматические навыки, правильное произношение, умение правильно использовать лексику;
  • стратегическая: умение уточнить, переспросить, задать вопрос, убедить и т. д.;
  • социальная: работа в группе (умение и желание взаимодействовать с другими членами группы);
  • социо-лингвистическая: выбор средств общения;
  • социокультурная: соответствие проекта теме, целям и задачам.

А так же оценивается качество представленного материала (продукта):

  • композиция (дизайн, оригинальность)
  • полнота представленного материала
  • использование наглядных средств (фото, картинки и т. д.)

Результатом реализации проекта являются различные  продукты: презентации, статьи, эссе, видеофильмы, тематические газеты, постеры и т.п. Проектные работы можно выполнять на любые темы, используя навыки, полученные учениками на других предметных уроках.

Деятельность учителя и ученика в работе над проектом имеет различный характер. Соответственно, листы оценивания для учителя и ученика будут разными.  Предлагаю свой вариант оценивания проектной деятельности в соответствии с современным взглядом на коммуникативную компетенцию. (см Приложение 1)

По окончании презентации ученики всех групп анализируют проект, комментируют его, заносят результаты в оценочный лист (таблица № 1). Учитель, соответственно, выставляет баллы в свой оценочный лист (таблица №2). Затем сводит все результаты в таблицу №3.

Объективность оценивания будет полной при условии трех составляющих критериев оценивания:

1.               Самооценка.

2.               Оценка других учащихся.

3.               Оценка учителя.

Итак, в проектной работе оцениваются не только знания, коммуникативные умения, работа с информацией, а так же развиваются такие регулятивные УУД,  как  саморегуляция и самооценка.

Таким образом, данный вид оценивания позволяет:  -Учителям:  1.разрабатывать критерии совместно с учащимися, способствующие получению качественных результатов;  2. иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;  3.улучшить качество преподавания;

4.выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

 -Учащимся:  1.знать и понимать критерии оценивания;

2.выстраивать правильно свою работу над проектом, учитывая заранее известные критерии;

3.рефлексировать, оценивая себя и своих сверстников;

4. критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи. 

Выводы:  — оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней деятельности ученика; 

— для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка;  — технология критериального оценивания, метод проектов являются эффективными для формирования универсальных учебных действии;

 — особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений учащихся; формированию личностных УУД  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

04.01.2015 21:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!