СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методики «свободное пространство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методики «свободное пространство»

на уроках физической культуры

в средней общеобразовательной школе ВДЦ «Орлёнок».

Авторы:

Милованов Сергей Ефимович,

учитель физической культуры СОШ ВДЦ «Орлёнок»,

Заслуженный работник физической культуры и спорта Кубани

Кучерявенко Андрей Сергеевич,

учитель физической культуры СОШ ВДЦ «Орлёнок»

 

«Орлёнок» - большая детская республика. К нам ежесменно на отдых приезжают школьники 5-10 классов со всех регионов нашей необъятной страны. В учебный период им предоставляется возможность обучаться в школе «Орлёнка». Это учебное учреждение, которое в ходе каждой смены объединяет учащихся из лицеев, гимназий, специализированных классов и школ, национальных школ, детских домов и интернатов, кадетских корпусов, общеобразовательных школ, обеспечивая непрерывность образования школьников по учебному плану – 25 уроков в неделю.

В основу педагогической деятельности мы заключили идеи развивающего обучения, реализацию деятельного и компетентного подходов в образовательном процессе. На наш взгляд, именно эти подходы дают учителю и ученику наибольшие возможности для развития творческого потенциала личности, формируют способности к самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию. В этой системе предметом совместной работы учителя и ученика является не учебный материал, а учебная деятельность. Мы используем различные технологии обучения, но (в силу нашей специфики – временное пребывание школьников) популярны те, которые позволяют осуществить познавательную учебную и обучающую деятельность при педагогической поддержке. При осуществлении педагогической поддержки используем следующие принципы:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на личные силы и возможности подростка;
  • вера в эти возможности, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности;
  • сотрудничество, содействие, соучастие;
  • безопасность, защита здоровья, прав человеческое достоинство;
  • доброжелательность и взаимопонимание;
  • реализация принципа «не навреди»;
  • от анализа к самоанализу, от контроля к самоконтролю;
  • твори и учи творить других.

На ряду со всеми предметами согласно учебному плану в 5-7 классах – 3 раза, 8-10 классах – 2 раза в неделю проходят уроки физической культуры. В школе имеется оборудованный современный спортивный зал площадью 700 м2  с трибунами для болельщиков, рассчитанных на 400 посадочных мест. Как было выше сказано, специфика работы в нашей школе значительно отличается от обычной. Во-первых, у нас школьники прибывают ограниченное время (смена длится 21 день), во-вторых, приезжая из разных регионов России, с разных климатических, временных поясов – дети имеют разные антропометрические данные, разное физическое развитие, разные социальные условия, возможности, разный уровень воспитания.

Прибывая во Всероссийский детский центр «Орлёнок» и проживая здесь, ребенок сменил 3 раза коллектив:

  1. делегация – во время пути следования в Центр;
  2. отряд – проживание в детском лагере;
  3. класс – обучение в школе.

Процесс акклиматизации, адаптации в каждом коллективе это большой стресс, очень большая нагрузка на психику ребенку, поэтому задачи перед нами, педагогами в первую очередь создать комфортные условия для пребывания, обучения, отдыха ребенка, сохранить здоровье, обезопасить от негативных явлений. Планируя свою деятельность, мы должны учитывать не только те образовательные, воспитательные стандарты, которые должны получить школьники, но и трудности с которыми сталкиваются ребята, находясь в новом коллективе.

Особенно хотелось бы остановиться на взаимоотношениях детском коллективе. В каждом коллективе есть лидеры (положительные, отрицательные), которые влияют на общую атмосферу, основная масса, которая им подчиняется. Время адаптации проходит у всех по-разному, оно зависит от социальной среды, где живет ребенок, от воспитания, от национальной принадлежности и от талантливости. Важным качеством современных детей стоит назвать ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Каждый подросток, чтобы заслужить авторитет среди своих сверстников, пытается чем-либо выделиться, показать свое превосходство. Часто от детей приходится слышать завышенные данные (чемпион по карате, победитель каких-либо соревнований, конкурсов, олимпиад и т.д.) при заполнении графы «Достижения дома», поскольку учащийся хочет, чтобы это услышали все в классе. Бывает наоборот – есть скромные, скрытные, которые боятся сказать лишнее, ошибиться в своих действиях, так как могут потерять свой авторитет в коллективе – появляется чувство страха. Страх, беспокойство, тревога – известные спутники трусости, они подавляют в школьнике зачатки смелости. Боязнь быть отвергнутым, боязнь потерпеть неудачу изматывает любого. В результате ребенок утрачивает чувство собственного достоинства и может навсегда потерять чувство смелости в будущем.

Вот почему задача учителя найти средства и способы, позволяющие помочь школьнику преодолеть боязливость, нерешительность, ориентируясь на его возможности. Важно оказать поддержку, когда ребенок старается проявить себя. Суть педагогической поддержки можно выразить тремя словами: проблема, защита, самостоятельность.

Проблема – это индивидуальное негативное состояние личности в данный момент.

Защита – действие учителя для обеспечения физической, психической, моральной безопасности ребенка.

Самостоятельность - желаемый результат совместных действий учителя и ученика, способность ребенка справиться со страхом.

К нам на первый урок физической культуры входит класс, в глазах тревога, у ребенка возникает ощущение будто над ним нависла угроза: «А вдруг у меня не получится? А вдруг сейчас будем играть в баскетбол? В я не умею! Лучше я скажу, что плохо себя чувствую, и меня не будут беспокоить, зато я не опозорюсь перед классом». Приблизительно такие возникают мысли у большинства школьников на первом уроке. В этом случае наша задача – оказать максимальную поддержку ученику. Только в совместном движении к преодолению ребенком страха и доброжелательность учителя послужит основой успеха. А положительный результат возможен при безусловной вере в успех. Только при таких условиях поддержка учителя будет принята ребенком.

При работе над программой по физической культуре в школе ВДЦ «Орлёнок» мы задумались, ка сделать уроки по данному предмету доступными, интересными для любой категории школьников, прибывающих к нам на отдых. Акцент сделали на игры (подвижные, спортивные). Основными принципами работы стали:

  • обеспечение безопасности школьной среды;
  • организация учебного процесса таким образом, чтобы он не навредил здоровью;
  • использование методик соответствующих возрасту и возможностям учеников на данном этапе развития;
  • формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • тесный контакт с педагогами детских лагерей и медицинским персоналом.

Все эти компоненты находят отражение в нашей педагогической практике. Для повышения эмоциональности уроков используем игровой или групповой методы проведения. Наиболее эффективный игровой метод, особенно с учащимися младшего и среднего возраста. Широко используем различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные кратковременные эстафеты и конкурсы, позволяем учащимся заниматься индивидуально по заданию. Но модернизация процесса физического воспитания вынуждает нас, учителей с большим опытом работы во Всероссийском детском центре «Орлёнок» отходить от старых правил, разнообразить методы обучения, решаться на эксперименты. Только проявив компетентность, всестороннее знание требований современной школы, мы можем повысить качество образования учащихся.

Нежелание многих детей учиться и заниматься физической культурой натолкнула на мысль: «А не дать ли детям больше самостоятельности на уроке?», учитывая трудности адаптации ребенка во временном коллективе (классе) мы решили использовать методику «Свободное пространство», позаимствованную из журналов «Физическая культура в школе».

Учащиеся по своему желанию и способностям выбирают деятельность; игру или ряд деятельности, занятия с определенными предметами (мячом, обручем, скакалкой, гантелями и т.д.) придумывают свою программу и организуют с помощью учителя ее выполнение. Наша задача – создать условия, чтобы «свободное пространство» работало с большей результативностью. Для этого спортивный зал должен быть оснащен самыми разнообразными спортивными снарядами (включая и нестандартные), необходимо иметь достаточное количество инвентаря. Вот тогда «свободное пространство» позволяет проследить личную траекторию развития ребенка, понять, что с ним происходит и чем бы он хотел заниматься больше всего, что у него получается, а что нет, и в чем нужна помощь учителя.

Возникает одно «но» - у детей уже сложился определенный стереотип проведения уроков физической культуры у себя в школах, поэтому могут возникнуть сомнения о правомерности методики проведения уроков в школе «Орлёнка». Развенчивая эти сомнения, мы уже на первом уроке решаем не только организационные вопросы, но и готовим учащихся к дальнейшей совместной деятельности. Как всегда первый урок – организационный, где мы знакомимся с учениками и предъявляем им гигиенические требования, правила поведения на уроке, при чрезвычайных ситуациях и обязательно в игровой форме договариваемся о «правилах» совместной работы в течение смены. В чем эти «правила» заключаются?

  1. Ученик приходит на урок физической культуры, имея спортивную форму. Тот, кто по состоянию здоровья готов заниматься, выходит на спортивную площадку и под руководством учителя выполняют общеразвивающую разминку.
  2. В основной части урока учитель предоставляет следующий выбор деятельности (исходит из возможности материально-технической базы и возрастной категории учащихся): игра в пионербол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон в парах, занятия индивидуально с баскетбольными, волейбольными мячами, упражнения со скакалкой, обручем, гимнастическими палками и т.д. Возможен вариант смены деятельности, то есть ученик в течение урока может использовать все предоставленные ему услуги. Наиболее подготовленные ученики по своему желанию осуществляют судейство проводимых игр.

Роль учителя состоит в том, чтобы правильно организовать процесс деятельности, осуществлять контроль за выполнением правил техники безопасности и оказывать индивидуально методическую помощь в выполнении технических элементов.

  1.  Положительным считается тот результат, при котором ученик работал в течение всего урока, учитывая возможность смены деятельности – такая работа оценивается отметкой «Отлично». Особое внимание обращаем на то, что каждая отметка ученика должна сопровождаться комментарием учителя в заключительной части урока.

Положительная сторона такого урока

  1. Плотность урока 100%.
  2. Нет давления со стороны учителя, ученик имеет право выбора.
  3. Проявляется интерес к индивидуальным занятиям физическими упражнениями, появляется чувство уверенности и потребности совершенствовать свои приобретенные навыки и использовать их в коллективных играх, где есть возможность проявить себя как личность.
  4. Есть возможность проявить себя как организатор, судья, капитан команды.
  5. Есть возможность выбрать себе любимый вид спорта и совершенствовать свое мастерство в нем.

 

Спорная сторона

  1. Такие уроки возможны только при наличии хорошей материально-технической спортивной базе.
  2. В обычной общеобразовательной школе данную методику уместно использовать как «разгрузку» от основной программы по физической культуре.
  3. Обращать внимание на то, чтобы ученики  «не заигрались» и не мешали другим.

Перспективы подобных уроков

Актуальная сегодня проблема - «нежелание учащихся заниматься физической культурой», дает повод для беспокойства о состоянии здоровья подрастающего поколения и нации в целом, в связи с этим задача учителей физической культуры, изыскивая различные методики: «разбудить» подростка, заинтересовать его разнообразием и возможностями средств физической культуры для развития организма и сохранения собственного здоровья.

Мы, учителя физической культуры школы ВДЦ «Орлёнок» активно используем на своих уроках методику «Свободное пространство» и по итогам смены получаем положительные отзывы от детей.

Категория: Физкультура
19.02.2015 10:04


© 2015 760

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!