СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Целью своей педагогической деятельности считаю приобщение детей к позитивному человеческому опыту – с одной стороны, и свое собственное позитивное, человеческое развитие в процессе общения с детьми, коллегами и родителями – с другой.

Задачами учительской деятельности считаю:

  • создание педагогических условий, позволяющих по возможности полно развить учебные способности каждого ребенка;
  • воспитание у каждого ребенка привычки к систематическому учебному труду, ответственности и дисциплине, взаимопомощи в процессе учебной деятельности (на уроке и вне его), самостоятельности;
  • обучение обучающихся универсальным способам деятельности (формирование ключевых компетенций);
  • реализация федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
  • сохранение здоровья ребенка;
  • систематическое повышение своей педагогической квалификации и поддержание на должном уровне своего духовного и физического здоровья.

Кроме традиционной классно-урочной системы, в практике моей работы активно используются коллективные занятия с применением различных методик коллективного способа обучения – взаимообмен заданиями для отработки учащимися практических умений выполнять различные упражнения в графике, цветоведении, народных промыслах и др., методика доводящих карточек для совершенствования теоретических знаний учащихся и некоторые другие. Мною разработано множество дидактических карточек для коллективных занятий.

Коллективные занятия являются современной педагогической технологией также и в связи с тем, что ребенок получает значительно большую возможность играть активную роль в собственном обучении, быть его субъектом, не только учиться, но и учить других. Такая позиция ребенка:

– повышает его учебную мотивацию;

– способствует более качественному усвоению содержания образования;

– позволяет ребенку овладеть универсальными способами деятельности (т.е. формирует ключевые компетенции);

– формирует самостоятельность ребенка в процессе обучения;

– улучшает психологический комфорт ребенка и психологическую атмосферу учебного коллектива в целом.

Кроме того, активные методики коллективных занятий предполагают более высокую двигательную активность обучающихся, что благотворно сказывается на здоровье детей: достаточно частая смена места в классе полезны для зрительной и опорно-двигательной систем ребенка.

Положительным следует считать и то, что мне как учителю предоставляется возможность для разумного педагогического маневра во время занятий с большим эффектом выполнять организаторские и воспитательные функции. Наконец, важно то, что методики коллективных занятий обеспечивают четкими алгоритмами мою деятельность учителя и деятельность ребенка, что делает систему коллективных занятий по-настоящему технологичной и воспроизводимой любым учителем.

В достаточной степени владею информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), систематически использую их при подготовке к урокам (создание дидактических материалов), во внеклассной работе по предмету (проведение олимпиад, стенная печать) и в воспитательной работе (проведение родительского лектория, оформление материалов для классного уголка и проведения воспитательных мероприятий).

На уроках ИЗО активно использую ИКТ: обучающиеся получают опережающие задания по определенным темам, делают презентации, используют информацию из Интернета, выполняют проектные работы. Моими учениками выполнено около 30 творческих работ для уроков ИЗО. Также на уроках использую презентации и другие методические пособия, выполненные в разных программах.

Для более успешного ведения учебно-воспитательного процесса и для привлечения интереса к своему предмету использую такие УМП как: «Азбука искусства», «Большая энциклопедия живописи», «1000 великих художников», «Музеи», «100 великих русских художников», «Культура стран Древнего и средневекового Востока», ресурс «КМ – ШКОЛА Кирилла и Мефодия», интерактивные курсы по программе для 7-9 классов, мультимедийные энциклопедии, видеофильмы, собрание мультимедийных презентаций и т.д. Компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, DVD-плеер – все способствует интенсификации учебного процесса, повышению качества образования и заинтересованности учеников изобразительным искусством.

В настоящее время использую возможности сайтов:

  • Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http//artclassic.edu.ru
  • Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru
  • Электронный каталог учебных изданий http:www.ndce.ru
  • Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.alledu.ru/
  • Проектная работа http://home.re//ine.ru/~ab/school875/iso.htm
  • Музеи России http://www.musem.ru/
  • Эрмитаж http://www.hermitage.ru/
  • Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/
  • Картинки и анимация. Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет в школе» http://www.jenova.narod.ru/

Зарегистрирована на сайтах ПроШколу.ru, nsportal.ru, что значительно помогает мне в работе, так как это сайты учителей-предметников, практиков, которые также оказывают помощь и поддержку в работе, а что-то черпают и для себя.

Имею свой личный сайт на google.ru elenawowbashkir.ucoz.com, на котором размещены материалы по обобщению инновационного педагогического опыта, основные направления моего педагогического труда, мастер-классы и т.д. (мастер-классы с презентациями, видеофильмы, разработанные и снятые моими обучающимися, фотографии, документация).

Уроки мои содержательны, разнообразны по форме. Владею приемами, методами, формами современных образовательных технологий.

Одним из современных методов обучения является проблемная технология, которую я использую в своей практической деятельности. Детям предлагаю определенные проблемные ситуации. На занятиях я решаю одну-две проблемы, не более. Это задачи изображения формы и цвета предметов, их освещенности, объема и положения в пространстве, а также размещения элементов рисунка на плоскости листа (композиция), овладения техниками живописи и графики, художественными материалами. Все задачи неразрывно связаны между собой. Форма имеет цвет, цвет меняется в связи с источником и интенсивностью света (солнце, луна, блеск молнии, электрическое освещение, фары автомобиля, свеча, огонек лампады), размеры и цвет предмета зависят от его положения в пространстве (дальше - ближе). И все эти представления должны воплотиться в определенных художественных средствах. Удачно сказал об этом Рудольф Арнхейм (американский психолог немецкого происхождения, доктор философии):

«. художник смотрит на все вокруг глазами живописца, хореографа, скульптора или поэта, реагируя на все, что может быть выражено в форме его искусства». И еще из Арнхейма: «Однажды Матисса спросили, выглядят ли для него помидоры одинаково, когда он их ест и когда рисует. «Нет, — ответил он, — когда я их ем, я их воспринимаю такими же, какими они кажутся всем людям на свете». Умение схватить «ощущение» помидора в изобразительной форме отличает реакцию живописца от бесформенного созерцания, которое характерно для нехудожника». Под «бесформенным» Р. Арнхейм понимает отсутствие представления о форме художественного воплощения. Что касается свежести ощущений, то более всего она свойственна детям — эмоциональны, непосредственным и смелым в своих работах.

В результате применения технологии развивающего обучения учащиеся имеют высокий уровень качества знаний и полную успеваемость.

Модифицированные методики алгоритмов формирования тактических способов мыслительной деятельности учащихся и конструирования разноуровневых вопросов, система диагностики, позволяет мне проводить обучение с учетом реальных учебных возможностей учащихся и отслеживать их продвижение по уровням обученности.

Создала учебно-методическую базу кабинета изобразительного искусства с помощью ИКТ и разместила на цифровых носителях материалы из опыта работы, методические разработки и рекомендации, систему тестового контроля, наглядные средства обучения в форме презентаций.

Была проведена большая работа в муниципальном проекте на базе школы в рамках экспериментальной площадки «Развитие инновационной компетентности учителя в рамках регионального профессионального объединения клуба «Учительское единство» (Приказ Департамента социальной политики Орловской области от 9 ноября 2006 года № 185)» в сотрудничестве с Орловским институтом усовершенствования учителей. В 2012 учебном году на областном фестивале региональных экспериментальных площадок Орловской области «Эксперимент как истинный посредник между педагогом, наукой и практикой» был подведен итог – работа площадки была признана удовлетворительной. Экспериментальная деятельность данной площадки закончена. Но с 2013 учебного года открывается новая региональная экспериментальная площадка, где я включена в инициативную группу по реализации данной площадки.

Одна из важных составляющих в художественно-эстетическом образовании учащихся – проектная деятельность.

Исходя из своего опыта, я выделяю следующие этапы и принципы проектной деятельности:

  • Подготовительный этап.

Основан на принципе «эмоционального погружения» (интрига, экскурсия, разнообразие художественной наглядности, коллективное обсуждение идеи, учительское побуждение на удачу – все это способствует «зарождению» желания попробовать себя).

  • Этап замысливания реализует принцип индивидуальности

(определение основной идеи проекта и авторской позиции; выбор содержания и формы художественной подачи материала). Задача учителя – создание ситуации доверия и поддержки.

  • Основной принцип этапа вхождения в проект – принцип

системности (разработка структуры, выбор художественных средств воплощения авторского замысла). Роль учителя при этом – оказание помощи ученикам в выборе оптимальной технологии проектирования.

  • Этап технического и художественного воплощения. Основной

принцип при этом – принцип целесообразности (соблюдение законов цветоведения, стилевого единства, композиционного построения, жанрового воплощения). Учительская функция – консультирование.

  • Презентация проекта предполагает реализацию принципа

«кафедральности» (убедительность и аргументированность в реализации авторского замысла; вдохновенность и артистизм, умение показать свою индивидуальность).

  • Основной принцип последействия - принцип рефлексивного

осмысления себя творцом и понимания своеобразия и уникальности окружающих людей.

Например, у выпускников 2010 года (8-е классы), темой проекта была «Книжная графика», с которой они работали на протяжении всего учебного года, считая эту тему личностно значимой и интересной.

В 2009-10 гг. моя дизайнерская группа принимала самое активное участие в создании молодежного проекта: «Мой район в будущем», целью которого являлось изучение особенностей Знаменского района и поиски перспектив дальнейшего его развития; создание условий для интеграции знаний по различным дисциплинам, а также формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой. Ребята предложили дизайн зон отдыха, клумб, пляжа, летней дискотеки, кафе, проекты улиц села и т.д.

В 2010-11 уч. году проекты были удачно представлены на уровне школы, затем был организован «круглый стол» с представителями администрации района, СМИ, которые предложили пути реализации проекта. Был заключен договор с организацией ООО «Коммунсервиса» и в 2011-12 уч. году мы создали небольшой экологический отряд по благоустройству микрорайона с.Знаменское: убрали мусор на территории, расчистили клумбы, вскопали землю, высадили перед домами более 200 луковиц тюльпанов, 50 луковиц лилий, 20 кустов хосты, кусты пионов. Во всем этом большая роль отводилась дизайнерам. Их мечты (проекты) воплотились в реальные дела.

В октябре 2012 года ребята выступали с отчетами по проекту на заседании комитета по аграрной политике, земельным отношениям, природопользованию и экологии Орловского областного Совета народных депутатов. Результаты работы были рассмотрены депутатами Областного Совета Орловской области. Накопленный опыт был учтен при разработке и принятии Закона «Об экологической культуре школьников».

Помимо проектных технологий в моей педагогической практике накоплено немало других, позволяющих, успешно решать задачи художественно-эстетического развития обучающихся:

Технология творческого сотрудничества — это совместный поиск

оптимального решения, коллективные дискуссии. На первом этапе решения поставленной проблемы организую работу в группах. Но основная практическая часть занятий — это самостоятельный творческий поиск обучающихся.

Технология наглядности. Для данного курса нет готовых учебных пособий, дидактических материалов, и поэтому важную роль в образовательном процессе играет наглядность, которую необходимо постоянно использовать при формировании представления об общечеловеческих эстетических и культурных ценностях. Для более глубокого знакомства со спецификой предмета организую экскурсии, рекламные ярмарки и различные выставки, использую слайды, видеофильмы.

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение у детей (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

Технология сравнения — один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла. На уроках провожу сравнительный анализ произведений искусства. А также сравниваем по выразительным возможностям художественные материалы и техники, по свойствам и качествам — реальные и фантастические объекты и персонажи. Объектом сравнения служат и цвет, и размер, форма, фактура предметов, а так же работы моих юных художников.

Конструирование, как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.

Дифференциация предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.

Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

Технология «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; ученик, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов полноценном развитии, чем ученик, ориентированный на избегание неудачи.

Система инновационной оценки «портфолио» как технология альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет мне выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех лет проживания в школе и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге увидеть своеобразие и уникальность личности каждого учащегося.

Содержанием такого портфолио являются: детские рисунки, рефераты, архитектурные макеты, декоративные композиции, театральные образы, графические планшеты, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Этого своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации.

Игровые технологии при обучении рисунку позволяют мне сделать предмет изобразительного искусства более увлекательным. Игра ускоряет развитие пространственно-конструктивного мышления, связывает академический рисунок (отражение действительности) с художественным решением образа (выражение эмоций). Через игру ввожу элементы опережающего обучения.

Использую также технологию музейной педагогики на базе школьного музея Боевой Славы и историко-краеведческого музея «Хитрово», где имеют место свои формы общения – экскурсии, музейные уроки, участие в научно-практических конференциях на базе музеев.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом.

Категория: ИЗО
08.09.2015 23:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!