СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода арт-терапии во внеурочной деятельности по курсу «Песочная фантазия», как развивающего и образовательного феномена

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны цели, принципы работы с детьми 1-5 классы, профессиональный стандарт педагога, коммуникативные УУД и компетенции, приимущества арт-терапии, основные направления в работе с детьми. Статья расчитана для широкого круга педагогов и учителей, логопедов и психологов. Ключевые слова: арт-терапия, нравственные поступки, социализация.

Использование метода арт-терапии во внеурочной деятельности по курсу «Песочная фантазия», как развивающего и образовательного феномена.

Педагог - Средняя школа № 26 - Финогенова О.Ю.

Занятия педагога по арт-терапии «Песочная фантазия» (мастерская) является составной частью учебно-воспитательного процесса средней школы № 72, организуемая во внеурочное время, и направлена на раскрытие имеющихся уникальных возможностей и развитие духовно-нравственных, творческих способностей учащихся со смешанными специфическими резервами в развитии (ОВЗ), групп инклюзивного обучения с использованием разнообразных видов, средств и здоровьесберегающих технологий, реализуемая через театральную деятельность.

Такая внеурочная деятельность имеет цель – создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Театральная деятельность помогает ребёнку достичь успеха личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, его мотивов, метапредметных результатов. Помогает сформировать учебную мотивацию; способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание определенной цепочке, которая обеспечивает детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.

Деятельность с детьми организуется по следующим принципам:

  • С учётом возрастных особенностей учащихся (по группам).
  • Опора на традиции и положительный опыт организации данной деятельности.
  • Опора на ценности воспитательной системы школы.
  • Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
  • Осуществление деятельности, отличной от классно-урочной деятельности.
  • Направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
  • Организация занятий во второй половине дня.

Профессиональный стандарт «педагог»:

    • Разрабатывает (осваивает) и применяет современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
    • Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
    • Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
    • Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Универсальные учебные действия (УУД):

- личностные УУД,

- регулятивные УУД,

- познавательные УУД,

- коммуникативные УУД:

  • выражать свои мысли и мысли партнёра;
  • владеть способами взаимодействия;
  • управление поведением партнёра;
  • владеть способами инициативного сотрудничества;
  • разрешение конфликта.

Коммуникативные компетенции включают:

  • Умение общаться (готовность и желание передать информацию, свое состояние, а также слушать и слышать другого, проявлять эмпатию);
  • Обосновывать свою точку зрения;
  • Выстраивать систему аргументации;
  • Достаточный уровень речевого развития (словарный запас, эмоциональность, образность речи);
  • Умение задавать вопросы и давать исчерпывающие ответы;
  • Комментировать вопросы и ответы;
  • Делать сообщения, рассказывать логично и последовательно

Преимущества арт-терапии:

    • Активная жизненная позиция.
    • Преодоление страхов.
    • Средство установления контактов между людьми.
    • Свободное самовыражение и самопознание.
    • Положительные эмоции.
    • Инсайт-ориентированный подход.

Использование метода арт-терапии открывает большие возможности, чтобы воздействовать на эмоционально-чувственное состояние ребёнка, мотивацию его нравственных поступков в условиях социализации личности обучающегося и представляет практический интерес широкого использования во всех сферах образования, культуры, искусства, здравоохранения (в работе использованы теории Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, С.Л. Рубинштейн и др.) Использование метода имаготерапии или драмтерапии (лечение через образ) даёт возможность, прежде всего, создать образ-образец (корень от слова «образование») положительного героя мужественного, способного к состраданию и милосердию, смирению и терпению, внимательного, чуткого и заботливого, готового прийти на помощь. Такой образ помогает ребёнку разобраться в лучших образцах культуры. Очень большое значение придавал великий педагог К.Д. Ушинский наглядности в обучении, он пишет: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».

Арт-терапия расширяет

- поведенческий репертуар,

- способствует творческому развитию,

- дает возможность успешно справляться со стрессовыми ситуациями.

Психологические техники и приемы арт-терапии помогают

  • лучше понимать свои чувства,
  • управлять своими эмоциями и
  • быть более гибкими в общении.
  • Дети получают способы решения повышения коммуникативных навыков, улучшения эмоционального состояния, происходит гармонизация детско-родительских отношений, активно используется на практике элементы сказкотерапии, игровой терапии, рисуночной (песочной) терапии.

Основные направления в работе с детьми:

  • Выработка стиля воспитания и развитие эмоциональной сферы ребенка.
  • Родительские установки и ожидания.
  • Включение арт-терапевтических упражнений в семейные традиции.
  • Как помочь родителям лучше понимать своих детей.
  • Техники повышения стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта для улучшения взаимопонимания в общении.
  • Составление вопросов для проективного интервью с родителями.
  • Развитие рефлексии в игровой и учебной деятельности.
  • Сказкотерапия, как индивидуальная и групповая форма работы с детьми.
  • Проективный рисунок семьи.
  • Совместные игры и упражнения детей и родителей для развития творческого потенциала личности ребенка.
  • Практические приемы и упражнения.

Сказка помогает выявить волнующие проблемы, дисциплинирует, позволяет, понять страхи, неадекватность поведения, получить знания о себе и помогает в непринуждённой форме сформировать творческое мировоззрение.

Сказка является продуктом индивидуального творчества.

За основу берётся классический сюжет сказки, притчи, проецируется на современную действительность, где предлагается всем участникам сочинить, дополнить, придумать свою сказку.

Сказка – как имитация или метафора жизни. Литературная метафора – употребление в переносном значении. Терапевтическая метафора - как послание, обращение к сознательной и бессознательной сферам.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Осознание этой связи создает возможность изменения и преобразования жизненного сценария.

Преимущества метода сказкотерапии заключаются в том, что:

  • Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил.
  • Дети имеют возможность «проиграть», принять решение, пережить и прожить «трудные», проблемные ситуации, непринуждённо в образе героя.
  • Дети могут адекватно оценить чувства, мысли, проявить волю на решительное действие – изменить себя к лучшему.
  • В сказке ценным является её воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и помогающие им животные, и предметы — все стремятся к высоким нравственным критериям.
  • Сказка помогает ребёнку в период адаптации разрешать вопросы привыкания ребенка к режиму и порядку жизни в школе, оказывает помощь в решении учебных проблем.

Социальные и психологические роли:

  • Социальные роли: ученик, сын (дочь), пациент, пассажир, зритель, участник конкурса, музыкант, спортсмен и т.д. Они отражают определенную позицию в социуме.
  • Психологические роли: «везунчик», «непоседа», «ворчун», «неудачник», «зануда», «воображала», «фантазёр», «артист», «шут» и т.д. Отражают личный сценарий поведения и типы психологических защит.

Игры «Дорожка успеха», «Театр превращений», общение на бумаге «Пойми меня», «Угадай эмоцию», «Мои состояния». Куклотерапия – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребёнка).

Занятия в детей арт-терапией включает в себя многообразие и других видов деятельности – оригами, рисование, песочная терапия, лепка (что позволяет создавать своими руками программки, афиши, приглашения, изготовление кукол), танец ритмика, сценические движения (позволяет раскрыть другие пластические возможности). В этом заключается актуальность дополнительной образовательной программы.

С детьми, проявляющими сильную тревогу, страх, агрессию наибольший эффект даёт метод биодрамы в том, что дети готовят представление, но все действующие лица в нем – звери-образы. Между детьми распределяются роли домашних животных или зверей и проигрывают конфликтные, жизненные ситуации на примере животных-персонажей из сказки, а значит пронизывают душу ребёнка и уже не оставляют детей быть равнодушными и в жизни. Используются методы наблюдения, диагностики, моделирования сочинительской деятельности детей. Этим обусловлена новизна данной программы.

Театрализация помогает сделать любой урок живым, ярким, интересным и познавательным, оказывает сильное эмоционально-психическое, эстетическое воздействие, особенно на внутренний мир ребёнка, помогает корректировать неадекватное поведение и раскрыть творческие возможности детей. Сказкотерапия может использоваться и на уроках, особенно в тех случаях, когда необходимо наладить дружескую атмосферу обучающихся в классе, группе.

«Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического. Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды». И.А.Ильин.

07.11.2021 14:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!