СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский подход в обучении спецдисциплин как способ развития познавательной самостоятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пицина И.А.

Преподаватель специальных дисциплин Павлодарского колледжа сервиса и питания

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. Ричард Олдингтон

Уровень технического и профессионального образования не подразумевает проведения серьёзных и фундаментальных научных исследований или глубинной проработки научных проблем. Для этого в учреждениях технического и профессионального образования, как правило, нет ни технической базы, ни уровня подготовки кадров, да и задача такая не ставится. Прежде всего, это приоритет высших учебных заведений, специализированных научно-исследовательских институтов. С другой стороны неоспоримый факт, что многие выпускники колледжей технического и профессионального образования поступают для продолжения образования в высшие учебные заведения, где исследовательская (теоретическая и практическая) база может оказаться серьёзным подспорьем в естественнонаучной деятельности. Исследовательская деятельность даёт определённый толчок педагогу для углубления своих знаний через самообразование и самосовершенствование. Производству нужны компетентные и квалифицированные специалисты, нужны лидеры, владеющие передовыми технологиями и самыми современными знаниями по специальности. Многие из работодателей отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов. Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущими работниками позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке кадров необходимо использовать потенциал исследовательской деятельности.[1]

Научно-исследовательская работа учащихся представляет собой наиболее эффективный метод подготовки качественно новых специалистов.

К идее приоритета исследовательского метода в работе учителя, начиная со второй половины XVIII века, обращались Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков, согласно идеям которых, ученик в своей познавательной деятельности применяет те же исследовательские операции, что и ученый. Задача учителя в данном случае "заставлять дитя приводить усвоенные им понятия в разнообразные комбинации".

Окончательное оформление идеи происходит во второй половине XIX века и находит применение в педагогической деятельности В.П. Вахтерова (методика педагогического эксперимента), Б.В. Всесвятского ("метод исканий"), К.Я. Ягодовского ("метод естествознания или метод лабораторных уроков"), Б.Е. Райкова ("исследовательский метод"), В.Ю. Ульянинского, В.В. Половцева, в зарубежной педагогике у Д. Дьюи, С. Френе, руководствовавшихся целью воспитания и развития самостоятельности и творчества ребенка на основе их природной активности и "инстинкта исследователя".[2]

В настоящее время многие участники педагогического процесса испытывают растерянность перед стремительным напором инновационных технологий в жизнь общества в целом и в образование в частности. Не случайно в основе стандартов нового поколения заложен компетентностный подход, принцип практикоориентированности профессионального образования. Очевидным является тот факт, что способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не является побочным эффектом процесса усвоения знаний, не возникает сама по себе. Напротив, как отмечается в многочисленных исследованиях творческой деятельности обучающихся, формирование таких способностей требует особого внимания и специального педагогического воздействия.

Составной частью образовательного процесса в Павлодарском колледже сервиса и питания является исследовательская работа, которая планируется в начале учебного года. Исследовательская работа – это проведенное самостоятельно учащимся исследование, которое раскрывает его умения применять знания для того, чтобы решить конкретные практические задачи. Оно носит оконченный характер, демонстрируя способности учащегося грамотно использовать специальную терминологию, излагать ясно мысли, аргументировать полученные результаты и делать выводы.

Принципы деятельности научно-исследовательского общества колледжа:

  • осознанность;
  • открытость (деятельность не ограничивается только колледжем);
  • диалогичность (формы обсуждения, спора, критики, защиты и др.).

Задачи исследовательской работы:

  • развить навыки самостоятельной научной деятельности, применяя их при решении практических задач;
  • способность демонстрировать умение анализировать и систематизировать полученные в процессе исследования результаты;
  • прививать интерес к научной деятельности.

В своей профессиональной деятельности на уроках «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» и «Оборудования» я использую различные формы исследовательской работы в учебном процессе, которые позволяют удачно сочетать обучение и практику. На первом этапе исследовательской работы происходит выбор ее проблематики, а также формулировка темы. Как правило, исследование не возникает на пустом месте, а вытекает из изученного материала, т.е. области знания и граничит с областью незнания. У учащегося возникает потребность в конкретизации, углублении и расширении полученной информации. Вот здесь важно не дать угаснуть возникшему интересу.

Темы исследования можно объединить в три группы:

  • фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений.
  • теоретические – эта группа тем, ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.д.
  • эмпирические темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

От правильного выбора темы исследования в значительной мере зависит результат работы. Исследовательская работа эффективна на добровольной основе. Тема, навязанная учащемуся, не даст должного эффекта. Тема должна быть выполнима, её решение – полезно участнику исследования. Исходя из специфики колледжа и творческих предпочтений учащихся, исследовательская деятельность организуется в направлении изучения свойств пищевых продуктов. Например, в 2012-2014 учебном году учащиеся работали над темой «Использование сухих кондитерских смесей – залог развития творческого потенциала кондитера». Выбранная тема была интересна для исследования, так как современные тенденции развития пищевого производства неразрывно связаны с использованием нового сырья: сухих смесей, паст, модифицированных продуктов. В 2015-2016 году была изучена проблема питания в условиях невесомости «Космическая еда». Эта тема интересна не только своей «фантастичностью», но и тем, что технологии приготовления космической пищи могут быть использованы для обеспечения продовольственной безопасности страны, кроме этого элементы технологий, применяемых при приготовлении космической пищи, уже сейчас находят широкое применение в обычной жизни. Создание устойчивого молока «длительного хранения»; в производстве сливочного масла и маргарина — для равномерного распределения водной фазы («крестьянское масло») и других компонентов в жировой среде; в производстве майонезов на жировой основе − для равномерного распределения жировой фазы в водной среде; в производстве пюре и паштетов, особенно в детском питании; в производстве соков. В 2016-2017 учебном году группа учащихся работает над темой «Влияние жирности маргарина на качество песочного печенья». Обоснование темы проекта предусматривает обязательное проведение практического эксперимента, поэтому считается учащимися интересной и значимой.

Второй этап заключается в сборе информации и имеющихся знаний по выбранной проблематике, а также анализ и синтез полученных данных. Это необходимо для полноценной разработки концепции и планирования. В рамках исследовательской работы учащиеся сначала приобретают первые навыки исследовательской работы, то есть выполняют самостоятельные работы в виде рефератов, докладов, выступлений на семинарских занятий по заданным темам. Работа по сбору и обработке информации является одним из наиболее ответственных и сложных этапов вы­полнения исследовательской работы. Первичный исходный материал подбирается в виде литературы из библиотеки, научных статей, интернет статей. Материал анализируется вместе с учащимися и определяется дальнейший план действий. Реализация обучения по профессии «Кондитер» предполагает прохождение профессиональной практики на производстве, поэтому следующий этап исследовательской работы учащихся заключается в сборе информации в кондитерских цехах. Учащимися изучаются виды используемого сырья, технологические карты, внедрение новых технологий в производство.

Третий этап работы заключается в проведении практического эксперимента и обработки полученных результатов. По завершении данной работы необходимо оформляется теоретический и эмпирический материал в виде презентации.

На четвертом этапе, когда исследовательская работа представляется на практической конференции. Для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, очень важно публичное представление результатов своей работы, признание ее социальной значимости. Ежегодно исследовательские проекты представляются учащимися в рамках проведения предметных недель по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий». В 2014 году исследовательская работа «Использование сухих кондитерских смесей – залог развития творческого потенциала кондитера» была представлена в рамках областной научно-практической конференции студентов «Научное сообщество студентов XXI столетия: наука и творчество».

Свою роль педагога-научного руководителя вижу в создании развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Задачи и функции исследовательского общества учащихся.

  • содействие реализации деятельностного, личностно-ориентированного подхода в процессе профессионального образования.
  • рефлексия собственную деятельность.
  • развитие аналитических, проектировочных, коммуникативных умений учащихся.
  • активно участвовать в исследовательской работе за пределами колледжа.
  • участвовать в семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических чтениях, организованных учащимися или совместно с преподавателями.

Исследовательской работе способствует развитию следующих способностей у учащихся:

  • включаться в решение практических задач с научной позиции, а также способности вообще различать научную позицию и житейски-обыденную, прежде всего при рефлексии собственных способов решения профессиональных задач;
  • находить и формулировать проблемы.
  • применять теоретическое знание на практике
  • решать нестандартные задачи, мыслить альтернативно.

Учебный процесс должен вызывать у учащегося радость познания удовлетворённость тем, что он сам может сделать многое. Этому способствует такой элемент деятельности, как исследовательская деятельность.[3]

Успех этой работы зависит от правильности и логичности организации процесса в целом, а также от планирования и организации исследовательской деятельности по конкретной учебной дисциплине и конкретной проблеме.

Общее управление исследовательской деятельностью учащихся осуществляет преподаватель, который определяет её приоритетные направления в соответствии с программой. Преподаватель организует и контролирует деятельность учащихся, членов НОУ, продумывает формы стимулирования активных участников, обеспечивает публичную презентацию результатов проектно-исследовательской деятельности на различных уровнях.

Исследовательская деятельность требует овладения учащимися научными методами исследования и проектирования, в том числе поиска и анализа информации, выдвижения идей, их опытного подтверждения, защиты творческого продукта.

Таким образом, система исследовательской деятельности учащихся обеспечивает единство и преемственность различных сторон процесса обучения. Она направлена на развитие личности как субъекта учения, содействует его профессиональному росту и профессиональной мобильности посредством формирования и развития личностных качеств: активности, инициативности, организованности, креативности, гибкости, самоконтроля. Исследовательская деятельность учащихся должна носить системный характер.

Исследовательская деятельность учащихся как никакая другая форма деятельности способна обеспечить развитие личности целеустремленной, активной, инициативной, способной к творческому и логическому мышлению, самоорганизованной.[4]

Для себя, как для преподавателя, могу сделать вывод, что исследовательская деятельность учащихся возможна уже и на уровне технического и профессионального образования и позволяет сформировать устойчивый интерес к профессии и профессиональной деятельности, обеспечивает активную познавательной работу учащихся, вовлекает их в поиск решения проблемных вопросов. Происходит актуализация знания, выработка навыков анализа, умения абстрагировать и делать выводы. Всё это позволяет нам выпустить конкурентоспособного специалиста, готового творчески работать и быть уверенным в успешной реализации своего профессионального потенциала.

Список использованной литературы:

  1. Сборник выступлений Межрегионального Круглого стола «Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор готовности к профессиональной мобильности».
  2. Коробова Е.В. Виды и формы организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа.
  3. Дяденко Е.Г. Организация научно-исследовательской деятельности в условиях политехнического колледжа.
  4. Куракина Е.Н., Шупенова О.С. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов.
  5. Шопобаев Б.А. Основные виды и формы научно-исследовательской работы студентов.
Категория: Технология
22.04.2018 14:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!