СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История янтарной комнаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСТОРИЯ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ.

История Янтарной комнаты началась в 1701 году, когда Бранденбургский курфюрст Фридрих I, короновавший себя в Кенигсберге, стал королем Пруссии. Именно там он познакомился с работами мастеров янтарного дела и решил для отделки интерьера праздничного зала и галереи Большого королевского дворца в Берлине использовать янтарь, никогда для этого ранее не применявшийся. Коллекция янтаря, включающая в себя 3 зеркала в роскошно украшенных рамах работы немецких мастеров XVII в. и хранившаяся в дворцовых кладовых,способствовала воплощению в жизнь королевской идеи.Работа предстояла большая. Автором проекта сначала был А.Шлютер – главный архитектор королевского двора, он пригласил придворного мастера датского короля Г.Вольфрама для работы с янтарем. Но проект не был закончен. Шлютера отстранили от дел, придворным архитектором был назначен швед фон Гете, у которого отношения с Вольфрамом не сложились, и янтарный мастер тоже получил отставку.

Теперь прусского короля, мечтающего превзойти роскошью Версаль, захватила мысль – устроить Янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, куда начали вывозить готовые фрагменты.Из Данцига в 1707 г. в помощь пригласили мастеров Э. Шахта и Г.Турау. Но работа так и не была завершена, и янтарные панели не попали в замок. Одной из причин этого послужил случай, произошедший в 1709 г.: рухнули плохо закрепленные янтарные панели, за что Шлютер был изгнан из страны. А после смерти Фридриха I в 1713 г. работы вообще были прекращены. Фридрих Вильгельм I, осуждавший мотовство отца, велел вывезти мозаичные панно с необыкновенно красивыми вензелями, гербами, цветочными гирляндами, представляющими собой шедевр ювелирного искусства, в Берлинский Цейхгауз и предать их забвению.

До сих пор из кусочков этого солнечного камняразных оттенков делали вазы, кубки, табакерки, шкатулки, ювелирные украшения, инкрустировали мебель, но картины не создавали. В этом заключалась уникальность творения мастеров. И все было так искусно подобрано, что от орнаментальных композиций невозможно было отвести взгляд.Слухами земля полнится. Петр I, узнав про Янтарный кабинет, пожелал получить его для Кунсткамеры. В 1716 г. он отправляется с посольством в Польшу, Германию и Голландию. Пруссия нуждалась тогда в союзе с Россией, поэтому пышные празднества в честь русского царя завершились «преизрядным презентом» - Янтарный кабинет вместе с яхтой «Либурника» был отдан Петру I в дар в качестве дипломатического и политического подарка. В ответ царь Петр подарил прусскому королю 55 гренадеров выше 2-х м ростом (таких гигантов Фридрих Вильгельм набирал для своей гвардии) и кубок собственной работы.

Разобранный и упакованный в 18 ящиков Янтарный кабинет через Кенигсберг был отправлен в Мемель, где 6 января 1717 г. обергофмейстер герцогини Курляндской Анны Иоанновны П.Бестужев-Рюмин встретил груз и отправил его через Ригу в Петербург. А.Меньшиков, бывший в то время губернатором Санкт-Петербурга, встретил повозки с ценным янтарем. Но, распаковав ящики, собрать кабинет согласно инструкции не смогли, многих деталей не хватало. Петр I был разочарован и отправил его в «людские покои» Летнего дворца, где он и пролежал невостребованным, пока в 1743 г. не взошла на трон Елизавета Петровна.

Решив заняться убранством одного из покоев Зимнего дворца, Елизавета пригласила А.Мартелли «исправить» кабинет. В 1745 г. императрица получила от Фридриха II в дар 4-ю раму с аллегориями, прославлявшими Елизавету, выполненную по проекту Рейха. Собранный, наконец, в 1746 г. Янтарный кабинет стал местом официальных приемов.

В 1755 г. начинается создание новой Янтарной комнаты в Царском Селе – летней резиденции русских монархов. 76 силачей-гренадеров на носилках пешим ходом перенесли все убранство кабинета. Зал Екатерининского дворца (96 м2) значительно превышал по площади отдельное панно. Нехватка янтарных деталей была восполнена зеркальными пилястрами, золоченной деревянной резьбой, мозаичными композициями из яшмы и агата. Некоторые фрагменты стен затянули холстом, и художник И.Бельский расписал их «под янтарь».

Уже в 1763 г. императрица Екатерина II распорядилась заменить расписные холсты янтарными панно и изготовить панели нижнего яруса стен щитами с наборным рисунком из янтаря. Этим занимался специально приглашенный из Пруссии Ф.Роггенбук – янтарных дел мастер. Он занял должность хранителя Янтарного зала и стал автором (вместе с сыном и учениками) всех работ (потребовавших 450 кг янтаря), проводимых в нем с того времени.

К 1770 г. под присмотром Ф.Растрелли кабинет преображается в Янтарную комнату, ставшую одним из главных украшений Екатерининского дворца. Сочетание теплого янтаря с огнем сотен свечей или солнечным светом придавало особую прелесть праздничному залу. Знаменитая комната поражала размерами, роскошью и великолепием настолько, что ее и сейчас порой называют «8-м чудом света».

Янтарная комната почти 200 лет оставалась без изменений. Но сквозняки, перепады температур, печное отопление привели к тому, что потребовалась реставрация янтарного убора. Восстановительные работы проводились в 1833, 1865, 1893-1897 гг. Небольшие переделки Янтарной комнаты, чудом уцелевшей в годы Октябрьской революции и избежавшей демонтажа и продажи за рубеж, проводились скульптором И.Крестовским и в 1933-1935 гг.

На 1941 г. была намечена серьезная реставрация, но осуществлению планов помешала Вторая мировая война. Началась эвакуация ценностей, хрупкие панели решили не снимать со стен, оклеив их бумагой, марлей и ватой. Во время бомбардировок дворец был почти разрушен. Специальные команды срезали шелковые обои со стен, сняли двери, выломали наборные паркетные полы, переправив все уцелевшие бесценные сокровища в рейх. Янтарную комнату в конце 1941 г. вывезли в Кенигсберг, где ее ждали, вероятно, спланировав похищение заранее. Переданные администрации государственных замков и парков янтарные панно и двери выставили в Королевском замке в одном из залов 3-го этажа для обзора.

Близилось окончание войны. Из-за пожара после массированного налета английской авиации в августе 1944 г., вспыхнувшего в замке, комнату пришлось демонтировать, спрятав ящики с панелями в подземельях замка, где они и оставались до начала штурма Берлина советскими войсками.

В апреле 1945 г. Янтарная комната была вывезена в неизвестном направлении, и след ее был потерян

Категория: Всем учителям
28.07.2017 08:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!