СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение
«Великая цель образования – это не знания, а действия »
Герберт Спенсер
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Одна из главных функций универсальных учебных действий включает: — обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
(Китайская мудрость)
Считаю, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Предлагаю вашему вниманию разработанный мной педагогический проект, посвящённый использованию коммуникативных принципов в сочетании с модульном обучением на уроках английского языка с целью обеспечения нового качества образования в рамкам новых стандартов.И прилагаю методическую разработку урока по данной проблеме.
При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.
1. Актуальность
• Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
• Обеспечить новое качество образования каждого ученика в рамках современного урока.
• Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
2. Применение коммуникативной технологии в сочетании с модульным обучением позволяет учителю:
• стимулировать познавательный интерес,
• придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер,
• способствовать обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов,
• индивидуализировать процесс обучения
• развивать самостоятельную деятельность школьников.
Цель проекта – развитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением.
Задачи проекта:
• Организовать деятельность по формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся в рамках модульного обучения.
• Организовать деятельность по формированию первоначальных навыков коммуникативной компетенции у учащихся, в дальнейшем развивать ее у учащихся.
• Развивать познавательные способности учащихся на уроках и интерес к странам изучаемого языка.
• Воспитывать уважительное отношение к другим народам, странам и традициям
Гипотеза
• Если я буду постоянно применять, (то есть продолжу применять) коммуникативный подход в сочетании с модульным обучением, я решу проблему: сформирую у детей коммуникативную компетенцию на ряду с навыком самообразования и умения организовать процесс обучения, и буду их развивать.
• Если я буду регулярно применять на уроках принципы коммуникативного подхода в рамках модульного обучения, то смогу развить у детей коммуникативную компетентность, что очень важно для их дальнейшей успешной жизни.
Вид проекта: образовательный.
По количеству участников: групповой.
По времени:долгосрочный.
По профилю знаний: метапредметный.
Участники проекта: учитель и ученики.
Ресурсы:
• Обеспечение условий общения на изучаемом языке.
• Сбор, обработка, анализ информации нужной для реализации проекта.
• Обеспечение кадровых условий.
• Обеспечение научно-методических условий.
• Наличие у преподавателя педагогических компетенций.
Условия необходимые для реализации проекта:
• Для эффективного использования коммуникативного метода на уроках прошла курсы повышения квалификации:
в 2009 году «Современные образовательные технологии»
• Посетила уроки и семинары учителей, которые используют данную технологию
• Оснащение кабинета иностранного языка современным техническим оборудованием( проектор, ноутбуки, магнитофон и т.д. )
Предполагаемый результат
• Сформированная коммуникативная компетенция на уровне выпускника 5 класса.
• Сформированные отдельные навыки самоорганизации учебной деятельности на уровне выпускника 5 класса.
ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В СОЧЕТАНИИ С МОДУЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1) Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка
2) Особенности модульного обучения.
3) Использование коммуникативного подхода в преподавании английского языка в сочетании с технологией модульного обучения, как средства формирования и развития коммуникативной компетенции.
• Коммуникативные упражнения.
• Коммуникативный урок.
• Коммуникативное преподавание.
4) Рефлексия.
• Анализ настоящего состояния учебного процесса.
Коммуникативный метод
· При проведении уроков главными участниками процесса становятся ученик и учитель. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнёрстве.
· Коммуникативная компетенция или коммуникативные способности предполагают, что говорящий (в данном случае, ученик) владеет языковыми знаниями (грамматикой и лексическим багажом) и знает, как их использовать адекватно в той или иной ситуации.
· Использование коммуникативного подхода в преподавании основывается на вовлечении учащихся в решение насущных проблем и вопросов по принципу «здесь и сейчас». Следует побуждать учащихся использовать изучаемый язык, даже если они владеют им не слишком хорошо. Это готовит их к использованию английского языка в реальной коммуникативной ситуации, в реальной жизни.
· Коммуникативный подход всегда ставит учащегося в центр, и все обучение концентрируется вокруг него. Это означает, что учитель обязан принимать во внимание нужды детей, их интересы и потребности. В этом и заключается главная ценность коммуникативного подхода по сравнению с другими: для него ребенок важнее сухих правил и грамматических выкладок.
· Коммуникативный подход оказывает предпочтение групповым и парным методам работы учащихся на уроках. Она дает возможность всем ученикам в классе взаимодействовать друг с другом и общаться, независимо от уровня знаний. Такие методы обучения позволяют детям учиться друг у друга и имитировать реальное жизненное общение.
· Важно отметить, что в условиях обучения коммуникативным методом, речевые ошибки не только возможны, но и считаются вполне допустимыми, если они не искажают факты и события.
Модульное обучение
• Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и подготовленный учебный вопрос.
• Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкое требование к знаниям и способам деятельности.
• Немало важно, что данный метод дополняет традиционные формы подготовки и может быть использованным в сочетании с ними.
Схема работы с учебным материалом при использовании модульного обучения.
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют.
3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам в сочетании с технологией модульного обучения повышает интерес учащихся к предмету, позволяет использовать на уроке не только задания из учебного пособия, но и различные современные приёмы и технологии. На уроках создается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения, что вносит разнообразие в процесс обучения и расширяет рамки применения языка в жизни .
Поскольку весь процесс модульного обучения строится на основе осознанного целеполагания с иерархией целей, то реализация основного принципа коммуникативного подхода , а именно, обучение иностранному языку через общение, является основополагающим.
Данный принцип реализуется посредством использования различных форм обучения:
· Ролевая игра
при работе с какой-то проблемой.
• Созданий игровых ситуаций.
• При работе с печатными источниками информации.
Во время ввода и отработки новых лексико-грамматических знаний. Все выше сказанное мы можем реализовать через коммуникативные упражнения, которые:
• вовлекают учащихся в обсуждение реальной задачи, то есть ребята фокусируют внимание на том, «что» сказать, а не «как» сказать;
• создают желание общаться, затрагивая чувства, мнения, опыт и пристрастия ребят;
• дают возможность свободно использовать изучаемый язык, не заостряя внимания на особых языковых формах и структурах;
• исключают «вторжение» учителя во время коммуникации учащихся (инструкции по выполнению задания даются до его выполнения, а все комментарии и поправки – после);
• имеют информационные «пробелы», что заставляет учащихся взаимодействовать друг с другом с целью получения недостающей информации.
Организация коммуникативного урока.
• Общение на уроке происходит на изучаемом языке по схеме ученик-учитель; ученик-ученик.
• Соотношение речи учащихся доминирует над речью учителя.
• Учитель выполняет организационную роль различных форм работы на уроке. В котором учащиеся решают коммуникативные задачи.
• Учитель контролирует учащихся, не вмешиваясь в процесс коммуникации.
Принципы коммуникативного преподавания.
• Использование английского языка для коммуникации и взаимодействия на уроке.
• Учебник и учитель предоставляют хорошие модели истинного (натурального) использования английского языка.
• Русский язык не должен доминировать, наоборот, следует минимизировать его употребление по мере возможности.
• Учащиеся постоянно должны работать с аутентичными материалами (письмами, газетами, рекламными объявлениями).
• Учителю следует подталкивать ребят к высказываниям, к общению на английском языке, даже если они ошибаются или допускают неточности.
• В центре этой методики – ребенок, его нужды, а не в коем случае не учитель.
• Доброжелательная атмосфера обязательна! Впрочем, это обязательно всегда и везде, а не только на коммуникативном уроке.
Рефлексия
Я пришла к выводу, что поворот в сторону ученика (в пользу коммуникативного подхода преподавания) происходит далеко не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Порой это бывает довольно болезненно. Многим учителям, работавшим «по-старинке», приходится ломать стереотипы преподавания, когда учитель является богом на уроках.
При работе с этим подходом, видны кардинальные улучшения буквально с первых же уроков. Учитель перестает воспринимать ученика, как объект приложения своей педагогической триединой цели – обучающей, развивающей и воспитывающей, а позволяет взглянула на ребенка по-новому.
А именно, увидеть в каждом ребенке личность, единственную и неповторимую, со своим внутренним миром, интересами, симпатиями, антипатиями и устремлениями. На первых порах целесообразно использовать лишь отдельные элементы этого подхода (например, пары постоянного и сменного состава, работа в группах, само- и взаимоконтроль учащихся, ребенок в роли учителя и т.д.), и почти сразу заметны значительное улучшение в эмоциональном климате на уроке, в повышении мотивации, в отдаче, которую получаю от детей, позволив им свободно общаться (на английском языке с элементами русского) и не давя на них своим авторитетом.
Что касается обучающего компонента моей конечной цели, то пределом моих мечтаний является достижение учащимися высокого уровня владения английским языком, то есть умения свободно общаться в устной и письменной форме, а не повторять заранее заученные тексты, диалоги и биографии великих людей. Применение коммуникативного подхода в обучении позволяет мне реализовать и развивающий компонент моей цели в полной мере. Поскольку данная методика рекомендует использовать только аутентичные материалы, а это газеты, журналы, письма, рекламные проспекты и т. д. на английском языке, то изучение этих материалов значительно расширяет кругозор учащихся, дает им реальное представление о том, как живут их сверстники в других странах, что соответственно повышает интерес к предмету, а отсюда вытекает повышение результативности.
Используемая литература:
2.Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики.- М.: Академия, 2002
3. Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. – Тюмень, 2007.
4. Семеонова В.Г. Предпосылки создания коммуникативной обстановки на уроках иностранного языка. – М. 2007.
5. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Минск. 2003.
6. Пассов . Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.2005.
7.Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата, 1980 г.
8.Конышева А.В. Английский язык :современные методы обучения. – Минск. 2007.
Список используемых ресурсов:
·
·
·
·
© 2014, Смирнова Ольга Эммануиловна 2352