СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе курсов повышения квалификации « Проектирование образовательного процесса по английскому языку в контексте ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

«Великая цель образования – это не знания, а действия »

Герберт Спенсер

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Одна из главных функций универсальных учебных действий включает: — обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,  вовлеки меня – и я научусь».

(Китайская мудрость)

Считаю, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

Предлагаю вашему вниманию разработанный мной педагогический проект, посвящённый  использованию коммуникативных принципов в сочетании с модульном обучением на уроках английского языка с целью обеспечения нового качества образования в рамкам новых стандартов.И прилагаю методическую разработку урока по данной проблеме.

При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.

1.    Актуальность

 

•        Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

•         Обеспечить новое качество образования каждого ученика в рамках современного урока.

•         Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. 

 

2. Применение коммуникативной технологии  в сочетании с модульным обучением позволяет учителю:

•        стимулировать познавательный интерес,

•        придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер,

•        способствовать обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов,

•        индивидуализировать процесс обучения 

•        развивать самостоятельную деятельность школьников.

 

Цель  проекта – развитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением.

Задачи проекта:

•        Организовать деятельность по формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся в рамках модульного обучения.

•        Организовать деятельность по формированию первоначальных навыков коммуникативной компетенции у учащихся, в дальнейшем развивать ее у учащихся.

•        Развивать познавательные способности учащихся на уроках и интерес к странам изучаемого языка.

•        Воспитывать уважительное отношение к другим народам, странам и традициям

Гипотеза

•            Если я буду постоянно применять, (то есть     продолжу применять) коммуникативный подход в сочетании с модульным обучением, я решу проблему:  сформирую у детей коммуникативную компетенцию на ряду с навыком самообразования и умения организовать процесс обучения,  и буду их развивать.

•         Если я буду регулярно применять на уроках принципы коммуникативного подхода в рамках модульного обучения, то смогу развить у детей коммуникативную компетентность, что очень важно для их дальнейшей успешной жизни. 

 

Вид проекта: образовательный.

          По количеству участников: групповой.

          По времени:долгосрочный.

По профилю знаний: метапредметный.

          Участники проекта: учитель и ученики.

 

Ресурсы:

•        Обеспечение условий общения на изучаемом языке.

•        Сбор, обработка, анализ информации нужной для реализации проекта.

•        Обеспечение кадровых условий.

•        Обеспечение научно-методических условий.

•        Наличие у преподавателя педагогических компетенций.

 

Условия необходимые для реализации проекта:

 

•        Для эффективного использования коммуникативного метода  на уроках прошла курсы повышения квалификации:

 в 2009 году «Современные образовательные технологии»

 

•        Посетила уроки  и семинары учителей, которые используют данную технологию

•        Оснащение кабинета иностранного языка современным техническим оборудованием( проектор, ноутбуки, магнитофон и т.д. )

 

Предполагаемый результат

 

•  Сформированная коммуникативная компетенция на уровне выпускника  5      класса.

•  Сформированные отдельные навыки самоорганизации учебной деятельности на уровне выпускника 5 класса.

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В СОЧЕТАНИИ С МОДУЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1)    Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка

2)    Особенности модульного обучения.

3)     Использование коммуникативного подхода в преподавании английского языка в сочетании с технологией модульного обучения, как средства формирования и развития коммуникативной компетенции.

•        Коммуникативные упражнения.

•        Коммуникативный урок.

•        Коммуникативное преподавание.

 4)     Рефлексия.

•         Анализ настоящего состояния учебного процесса.

 

Коммуникативный метод

·       При проведении уроков главными участниками процесса становятся ученик и учитель. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнёрстве.

·       Коммуникативная компетенция или коммуникативные способности предполагают, что говорящий (в данном случае, ученик) владеет языковыми знаниями (грамматикой и лексическим багажом) и знает, как их использовать адекватно в той или иной ситуации.

·       Использование коммуникативного подхода в преподавании основывается на вовлечении учащихся в решение насущных проблем и вопросов по принципу «здесь и сейчас». Следует побуждать учащихся использовать изучаемый язык, даже если они владеют им не слишком хорошо. Это готовит их к использованию английского языка в реальной коммуникативной ситуации, в реальной жизни.

·       Коммуникативный подход всегда ставит учащегося в центр, и все обучение концентрируется вокруг него. Это означает, что учитель обязан принимать во внимание нужды детей, их интересы и потребности. В этом и заключается главная ценность коммуникативного подхода по сравнению с другими: для него ребенок важнее сухих правил и грамматических выкладок.

·        Коммуникативный подход оказывает предпочтение групповым и парным методам работы учащихся на уроках. Она дает возможность всем ученикам в классе взаимодействовать друг с другом и общаться, независимо от уровня знаний. Такие методы обучения позволяют детям учиться друг у друга и имитировать реальное жизненное общение.

·       Важно отметить, что в условиях обучения коммуникативным методом, речевые ошибки не только возможны, но и считаются вполне допустимыми, если они не искажают факты и события.

Модульное обучение

 

•        Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и подготовленный учебный вопрос.

•        Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкое требование к знаниям и способам деятельности.

•        Немало важно, что данный метод дополняет традиционные формы подготовки и может быть использованным в сочетании с ними.

 

Схема работы с  учебным материалом при использовании модульного обучения.

 

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют.

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

 

Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам в сочетании с технологией модульного обучения повышает интерес учащихся к предмету, позволяет использовать на уроке не только задания из учебного пособия, но и различные современные приёмы и технологии. На уроках создается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения, что вносит разнообразие в процесс обучения и расширяет рамки применения языка в жизни .

Поскольку весь процесс модульного обучения строится на основе осознанного      целеполагания с иерархией целей, то реализация основного принципа коммуникативного подхода , а именно, обучение иностранному языку через общение, является основополагающим.

Данный принцип реализуется посредством использования различных форм обучения:

·       Ролевая игра

при работе с какой-то проблемой.

 

•        Созданий игровых ситуаций.

 

•        При работе с печатными источниками информации.

 

Во время ввода и отработки новых лексико-грамматических знаний. Все выше сказанное мы можем реализовать через коммуникативные упражнения,  которые:

•        вовлекают учащихся в обсуждение реальной задачи, то есть ребята фокусируют внимание на том, «что» сказать, а не «как» сказать;

•         создают желание общаться, затрагивая чувства, мнения, опыт и пристрастия ребят;

•        дают возможность свободно использовать изучаемый язык, не заостряя внимания на особых языковых формах и структурах;

•        исключают «вторжение» учителя во время коммуникации учащихся (инструкции по выполнению задания даются до его выполнения, а все комментарии и поправки – после);

•        имеют информационные «пробелы», что заставляет учащихся взаимодействовать друг с другом с целью получения недостающей информации.

 

Организация коммуникативного урока.

•        Общение на уроке происходит на изучаемом языке по схеме ученик-учитель; ученик-ученик.

•        Соотношение речи учащихся доминирует над речью учителя.

•        Учитель выполняет организационную роль различных форм работы на уроке. В котором учащиеся решают коммуникативные задачи.

•        Учитель контролирует учащихся, не вмешиваясь в процесс коммуникации.

 

Принципы коммуникативного преподавания.

 

•        Использование английского языка для коммуникации и взаимодействия на уроке.

•         Учебник и учитель предоставляют хорошие модели истинного (натурального) использования английского языка.

•         Русский язык не должен доминировать, наоборот, следует минимизировать его употребление по мере возможности.

•         Учащиеся постоянно должны работать с аутентичными материалами (письмами, газетами, рекламными объявлениями).

•         Учителю следует подталкивать ребят к высказываниям, к общению на английском языке, даже если они ошибаются или допускают неточности.

•         В центре этой методики – ребенок, его нужды, а не в коем случае не учитель.

•         Доброжелательная атмосфера обязательна! Впрочем, это обязательно всегда и везде, а не только на коммуникативном уроке.

 

Рефлексия

Я пришла к выводу, что поворот в сторону ученика (в пользу коммуникативного подхода преподавания) происходит далеко не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Порой это бывает довольно болезненно. Многим учителям, работавшим «по-старинке», приходится ломать стереотипы преподавания, когда учитель является богом на уроках.

    При работе с этим подходом, видны кардинальные улучшения буквально с первых же уроков. Учитель перестает воспринимать ученика, как объект приложения своей педагогической триединой цели – обучающей, развивающей и воспитывающей, а позволяет взглянула на ребенка по-новому.

А именно,  увидеть в каждом ребенке личность, единственную и неповторимую, со своим внутренним миром, интересами, симпатиями, антипатиями и устремлениями. На первых порах целесообразно использовать лишь отдельные элементы этого подхода (например, пары постоянного и сменного состава, работа в группах, само- и взаимоконтроль учащихся, ребенок в роли учителя и т.д.), и почти сразу заметны значительное улучшение в эмоциональном климате на уроке, в повышении мотивации, в отдаче, которую получаю от детей, позволив им свободно общаться (на английском языке с элементами русского) и не давя на них своим авторитетом.

Что касается обучающего компонента моей конечной цели, то пределом моих мечтаний является достижение учащимися высокого уровня владения английским языком, то есть умения свободно общаться в устной и письменной форме, а не повторять заранее заученные тексты, диалоги и биографии великих людей. Применение коммуникативного подхода в обучении позволяет мне реализовать и развивающий компонент моей цели в полной мере. Поскольку данная методика рекомендует использовать только аутентичные материалы, а это газеты, журналы, письма, рекламные проспекты и т. д. на английском языке, то изучение этих материалов значительно расширяет кругозор учащихся, дает им реальное представление о том, как живут их сверстники в других странах, что соответственно повышает интерес к предмету, а отсюда вытекает повышение результативности.

Используемая литература:

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская,… «Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действий к мысли.Система знаний» , 2013 год.

2.Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики.- М.: Академия, 2002

3. Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. – Тюмень, 2007.

4. Семеонова В.Г. Предпосылки создания коммуникативной обстановки на уроках иностранного языка. – М. 2007.

5. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Минск. 2003.

6. Пассов . Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.2005.

7.Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата, 1980 г.

8.Конышева А.В. Английский язык :современные методы обучения. – Минск. 2007.

 

Список используемых ресурсов:

 

·       www.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября«)

·       http://www.it-n.ru (Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей и родителей)

·       http://window.edu.ru (Единое окно доступа к информационным ресурсам)

·       http://www.gomulina.orc.ru (Виртуальный методический кабинет учителя иностранного языка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.12.2014 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!