СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юбилейный сборник научно-методических трудов "30 лет программе "Шаг в будущее", вышел в г.Москва

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПУТЬ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОЛОВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА – ПУТЬ ОТКРЫТИЙ

Бубнова Нэля Владимировна

г. Усолье-Сибирское, МБОУ «Лицей № 1»

учитель географии, исполнительный директор ГКЦ программы «Шаг в будущее»

по Иркутской области

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается история создания Координационного центра программы «Шаг в будущее» на территории Иркутской области, его становление и развитие, создание системной работы по воспитанию исследовательского поведения обучающихся. Образовательным учреждением МБОУ «Лицей №1» г.Усолье-Сибирское накоплен опыт сотрудничества с образовательными организациями высшего образования, с учреждениями дополнительного образования и социальными партнерами.

Ключевые слова. Исследовательское поведение, Координационный центр, Экспертный совет, Рецензионный совет, «сферы производства знаний», принцип дифференциации.

Образование стало атрибутом современного мира, а реформирование стало атрибутом образования. С одной стороны, образование помогает адаптироваться к изменчивому миру, с другой — образование само активно меняет этот мир, формирует, по выражению Ричарда Флориды, креативный класс, то есть людей, которые меняют будущее. Исследовательское поведение и обучение является сегодня активно развивающейся познавательной системой, обеспечивающей функционирование инновационного социума [2 с.21]. Свой вклад в воспроизводство интеллектуальной элиты нашей страны, нашего региона вносит программа “Шаг в будущее”, общественные инициативы которой служат для реализации президентской инициативы по поиску и развитию талантливых детей и молодежи в русле инновационной стратегии нашего государства.

Российская научно-социальная программа «Шаг в будущее» основана в 1991 году по инициативе выпускников Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. С 1995 года работа по реализации программы проводится совместно с Российским молодежным политехническим обществом.

Лицей №1 г. Усолье-Сибирское – Головной Координационный центр Российской научно социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по Иркутской области зарегистрирован в 1993 году - учреждение, которое на протяжении двадцати пяти лет имеет историю «Шаговского движения» на сибирской земле, учреждение, держащее руку на пульсе инновации. Серебряный юбилей уникальной программы для талантливых ребят со всех уголков нашей необъятной Иркутской области мы отмечали в феврале 2019 года.

Инициатива создания Первого координационного центра в Сибири была озвучена в 1994 г. Так в небольшом таёжном городе Усолье-Сибирское появился «представитель» «Шага» [ c.727], а к 2000 г. этот центр объединил энтузиастов всей Сибири, в том числе привлёк к сотрудничеству Сибирское отделение РАН, а также вузы г.Иркутска и Ангарска. Именно в нашем городе стали проходить главные научные молодёжные форумы Иркутского региона. А также история хранит страницы истории, связанные с образовательными учреждениями которые одними из первых с 1995 года вошли в состав Координационного центра это г.Ангарск МАОУ «Лицей №2», г.Зима «Зиминский лицей», г Усть-Илимск «Дом детского творчества», в числе первых были с 1996 года были школы Заларинского района и г.Черемхово, поддержали движение с 1997 года большинство школ города Брастка, с 1998 года в «шаговском движении» г.Шелехов, г.Саянск, Усольский район. Так постепенно на территории Иркутской области формировалась сеть участников программы «Шаг в будущее!».

25 лет жизни программы «Шаг в будущее» были наполнены важными событиями: организация работы локальных координационных центров, конференций, выставок, встречи с друзьями и самое главное - выросшие талантливые ученики, выпускники программы, получившие дорогу в большую жизнь.

25 лет программа шагает по Иркутской области, а вместе с ней наши ученики- «шаговцы», и наши учителя- «шаговцы», заслуга которых в том, что они находят и воспитывают неординарных, талантливых, думающих нестандартно ребят.

«ШАГ» - это форум доступный для всех ребят, как из небольших отдаленных поселков так и из крупных городов области. Координационный центр - Лицей №1, крупнейшая универсальная площадка для общения, обучения и презентации собственных, индивидуальных проектов и идей, которая собирает талантливых школьников со всех населенных пунктов Иркутской области.

Главное отличие программы от аналогичных проектов в России - осуществление многолетней и постоянной работы по научной подготовке молодежи, а не только презентация ее достижений.

Юрий Николаевич Рябов – первый руководитель первого координационного центра по Иркутской области программы «Шаг в будущее», это уникальный человек, подвижник образования, великолепный дальновидный менеджер в образовании.

«Шаг» шагает по сибирской земле благодаря этому человеку. Как руководитель программы Юрий Николаевич открыл двери в мир науки детям из глубинки, дал возможность реализовать себя в науке, стать студентами престижных столичных ВУЗов.

Приоритетным направлением в МБОУ «Лицей №1» является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника «сферы производства знаний»[5c.11]. Наши воспитанники, прошедшие программу «Шаг в будущее», представляют особую категорию одаренных перспективных ребят.[7 c.108]

Как этих ребят найти и воспитать? Что необходимо сделать для этого? Суть вопросов, стоящих в связи с этим перед нами, заключается в том, что современный ученый в новых культурных условиях реализует модель общества знаний[5 c.116], которая опирается на продуктивность человеческого мышления, и в первую очередь мышления научного, это и есть результат «планомерного выращивания», которое начинается с периода его школьного ученичества. Наше лицейское образование, через программу «Шаг в будущее» способно эффективно отрабатывать запросы будущей профессиональной подготовки, а, следовательно, дает прекрасную возможность подготовить ребят к вузовскому обучению.

По мнению А.О. Карпова, председателя Центрального Совета Всероссийской программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», «общество должно перестраивать среднее образование в направлении профессионально-ориентированного учебного процесса, т.е. предоставлять возможность молодым людям для самостоятельной деятельности в профессиональной среде». В качестве «инструмента для такой деятельности», А. О. Карпов предлагает исследовательскую работу, понимая ее в самом широком смысле, т.е. как действия, ведущие от постановки вопроса к получению ответа.

Научно-исследовательский тип социализации, формируемый в современном обществе, настраивает человека относиться к миру не как к абсолютной данности, а как к изменчивому новому, требующему поисковых способов мышления.[2c.23] В лицее уделяется должное внимание работе с учащимися- исследователями. Все возможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать способности мышления и таланты лицеистов.[1c.45] Обучение юных исследователей в условиях общеобразовательного учреждения осуществляется на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят 10-11 классов организованы специальные курсы по приобретению научного исследовательского опыта по выбору; в средней ступени для ребят 8-9 классов ведётся специальный курс «Научно-образовательное путешествие», где обучающиеся знакомятся с методологией исследовательской работы. На уровне обучения действует метод научных исследований, который предполагает: во-первых, вовлечение учащихся через базовую систему начальных познавательных практик; во-вторых, выстраивание индивидуальной проблемно-познавательной программы; в-третьих, апробацию достижений и включение их в систему научного знания, в техническую и социальную деятельность общества.[2 c. 31]

Большинство учащихся прошедших обучение на специальных курсах становятся участниками программы “Шаг в будущее”, авторитетного российского движения, которое объединяет родителей и учителей, учёных и преподавателей, специалистов и дальновидных политиков. Приобретая опыт исследователя, практика, наблюдателя, учителя воспитывают амбициозных молодых людей, думающих и инновационно-мыслящих нацеленных на создание научных новшеств, современной техники и высоких технологий [3 c.276].

Каждый учащийся мечтает покорить научную вершину, стремится найти интересную тему для исследования и представить свои изыскания на суд самого компетентного, строгого, но справедливого экспертного совета научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!». Ежегодно на научную сцену Муниципального Дворца культуры г.Усолье-Сибирское поднимаются самые смелые, самые находчивые, самые талантливые ребята.

Сегодня Координационного центра стал главным организатором научно-исследовательской работы в средних учебных заведениях области, создав сеть Локальных координационных центров и Локальных Ассоциированных участников программы в городах и поселках области. На территории Иркутской области на протяжении 25 лет работу осуществляют работу 16 Локальных координационных центров и 9 Локальных Ассоциированных участников. В каждый Локальный координационный центр входит от 5 до 15 образовательных учреждений на территории муниципальных образований - это школы, детские сады, учреждения дополнительного образования.

В рамках программы “Шаг в будущее” на территории Иркутской области разработана и реализована эффективная территориальной распределённая система исследовательского обучения школьников. Основным её звеном является координационный центр, объединяющий школы, вузы, научные институты, организации культуры и высокотехнологичные предприятий.[3 c.727]

Программа объединяет обучающихся и учителей из 35 городов и населенных пунктов Приангарья. К нам присоединились более 200 образовательных организаций из 22 муниципальных образований территории Иркутской области, более 420 педагогов Иркутской области вовлечены в подготовку юных исследователей. Самые многочисленные Локальные координационные центры работают в городах: Ангарск, Иркутск, Шелехово, Черемхово, Усольский район, Усть-Илимск.

Мы поддерживаем обучающихся лицеев, гимназий, школ, организаций среднего профессионального обучения, студентов 1 – 2 курсов ВУЗов области, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Наши ребята успешно представляют свои научные наработки на Всероссийском форуме в городе Москва и в территориальных соревнованиях по Сибирскому и Уральскому округам в г.Красноярске.

Около 3 тысяч учащихся образовательных учреждений Иркутской области ежегодно оказываются вовлеченными в исследовательскую, поисковую деятельность, которую курируют свыше 150 представителей профессорско-преподавательского состава всех ВУЗов Приангарья под научным руководством Председателя Регионального Экспертного Совета - проректора по научной работе ИРНИТУ Семенова Евгения Юрьевича. Если заглянуть в историю работы Экспертного совета, то его возглавляли почетные люди Иркутской области: Евстафьев Сергей Николаевич, доктор химических наук, профессор, член Ученого Совета ИРНИТУ, почетный работник высшего профессионального образования; Афанасьев Александр Диомидович, доктор физико-математических наук, профессор; Пешков Виталий Владимирович доктор экономических наук, профессор.

Нашими социальными партнерами на протяжении всей истории «шаговского движения» в Иркутской области являются:

  • Иркутский национальный исследовательский технический университет
  • Иркутский государственный университет
  • Байкальский государственный университет
  • Иркутский государственный аграрный университет А.А.ЕЖЕВСКОГО
  • Иркутский государственный медицинский университете
  • Иркутский государственный университет путей сообщения
  • ГАУ ДПО Институт развития образования

Сотрудничество образовательного института и профессиональных организаций развивается в ассоциацию, которую в рамках программы “Шаг в будущее” называют “интегрированной научно образовательной системой”[3 с.729]

За время существования программы на территории Иркутской области сложилась четкая организационная структура, обеспечивающая возможность неформальной, творческой работы Координационного центра. Наш координационный центр объединяет Высшую и Среднюю школы, и все структуры в муниципальных образований. Главная идея это идея сотрудничества. Деятельностью программы и ГКЦ на территории Иркутской области осуществляет Центральный Совет программы, В Состав Головного Координационного Центра ранее входили территориальные представительства центра. С 1998 года Координационный центром создана региональная сеть участников программы. С 2019 года представительства Координационного центра получили новый статус Локальный Координационный центр и Локальный Ассоциированный участник. Центральным советом создается реестр этих организаций.

Головной Координационный центр напрямую осуществляет связь с Региональным Экспертным Советом, который формируется при участии преподавателей всех Вузов г.Иркутска и Региональным Рецензионным Советом, в который входят преподаватели высшей школы для экспертизы работ при подготовке и проведении главных мероприятий программы.

Совет Координационного центра собирается два раза в год, планирует работу, принимает решения, обмен информацией и осуществляется подготовительная работа по подготовке главных мероприятий программы.

Системный характер работы данной системы подтверждают проведённые мероприятия - XXV научно-практических конференций «Шаг в будущее, Сибирь!» и XXI региональная научная и инженерная выставка, в которых активное участие принимают школьники. Мероприятия организуются и для взрослых-учителей проведено XXI Региональных научно-педагогических симпозиумов, позволяют обсудить важные вопросы воспитания одаренных ребят.

С 17 марта 1995 года в программе попробовали свои силы в научном поиске 6884 школьника. Программа постоянно развивается и обновляет содержание, идет в ногу со временем. Так впервые в 1999 году в рамках движения программы состоялась Научная и инженерная выставка «Изобретатель XXI века», и сегодня уж в 21 раз будущие изобретатели приедут на усольскую землю со своими инженерными проектами.

В 2002 году к взрослым исследователям присоединились юные - впервые состоялись Интеллектуальные соревнования «Шаг в будущее, ЮНИОР»

В 2005 году на конференции впервые состоялись предметные олимпиады в рамках конкурса «Шаг в будущее, абитуриент!», участники которого боролись за право быть зачисленными в ВУЗы города Иркутска без экзаменов, а сейчас победа в конкурсе приносит дополнительные баллы при поступлении.

В 2005 году первый раз в рамках конференции проводился конкурс «Лучшая презентация исследовательской работы на английском языке «Project Presentation», а в 2006 году – работы на немецком и французском языках. И сегодня конкурс востребован, учащиеся презентуют работы не только на европейских языках, но и на восточных.

Встречи в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» с 2008 года стали традиционными. Ребята не только представляют свои исследовательские проекты к публичной защите в мероприятиях программы «Шаг в будущее, Сибирь!», но и соревнуются в интеллектуальных играх.

C 2014 в программе начала работу секция Международное сотрудничество: Россия и Китай, так как сегодня молодежь проявляет большой интерес к изучению китайского языка. В работе этой секции ежегодно принимает участие Генеральный консул по образованию КНР в Иркутской области.

С 2017 года в исследовательское поведение и обучение вовлечены дошколята. Свои творческие и исследовательские проекты, подготовленные в содружестве с воспитателями и родителями были представлены на ежегодной Региональной конференции «Шаг в будущее, Малыш!»

В феврале 2019 году на юбилейной конференции работало 22 секции, впервые состоялся конкурс проектов «Шаг в энергию, медицину, коммуникации, в транспорт, общество и в пространство будущего». Молодые исследователи региона представили лучшие инновационные разработки научно-технического, научно-предпринимательского направления.

Наше лицейское образование, через программу «Шаг в будущее» способно эффективно отрабатывать запросы будущей профессиональной подготовки, а, следовательно, дает прекрасную возможность подготовить ребят к вузовскому обучению.

По мнению А.О. Карпова, председателя Центрального Совета Всероссийской программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», «общество должно перестраивать среднее образование в направлении профессионально-ориентированного учебного процесса, т.е. предоставлять возможность молодым людям для самостоятельной деятельности в профессиональной среде». В качестве «инструмента для такой деятельности», А. О. Карпов предлагает исследовательскую работу, понимая ее в самом широком смысле, т.е. как действия, ведущие от постановки вопроса к получению ответа.[6 c.53]

Среди разных направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети - потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие нашего общества.

Список литературы

1. Балахчи Л.В. Организация внеучебной практики социально-профессионального самоопределения школьников/ Л.В. Балахчи, О.А. Верхозина, Е.В.Емельянова, С.Ф.Шмидт// Методические рекомендации для организаторов школьных практик. - И.: ОГОУ ДПО «ИИПКРО», 2008. - с.23 - 50

2. Карпов А.О. Социализация и исследовательское поведение научного типа./ Школьные технологии №4 2-15

3. Карпов А.О. Локус научной одарённости: программа “Шаг в будущее” // Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. № 8. С. 725.

4. Карпов А.О. Теоретические основы исследовательского обучения в обществе знаний // Педагогика. 2019. № 3. С. 3-12.

5. Карпов А.О. Будущее образования // Общественные науки и современность. 2018. № 5. С. 115-124.

6. Карпов А.О. Два типа раннего вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность // Педагогика. 2018. № 5. С. 52-60

7.Карпов А.О. Метод обучения и образовательная среда в школах науки // Народное образование. 2005. № 2. С. 106-112.

8. Карпов А.О. Научное образование в современной школе // Народное образование. 2004. № 9. С. 47-56.

17.02.2021 16:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!