СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта применения личностно ориентированного обучения в планировании урока физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие, личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство Казахстана. В качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Воспитание такой личности достигается лишь при личностно ориентированном подходе, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. 

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие современного общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. 

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. [1]

«Личностно – ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности». [2, 55]

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Опыт реализации личностно ориентированного обучения, в нашей стране, как отмечает А.В. Хуторской [3, 544] лежит в основе создания «Школы жизни» Ш.А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е.Н. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палтышева.

Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Содержание образования "становится функцией, продуктом взаимодействия субъектов учебной деятельности". [4, 11] Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность учителя. Учитель – это организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель — ученик». Субъектно — субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

В процессе личностно-ориентированного обучения органически сливаются преподавание и учение,  деятельность учителя и учеников. Назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но при этом сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Весьма важное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития личности, то есть необходимо ориентироваться не на имеющийся сегодня уровень развития, а на несколько более высокий, которого ученик может достичь под руководством и с помощью преподавателя. [5]

Видоизменение педагогической деятельности учителя при изменении ценности образования можно выразить в следующем:

- Выделяет в предметном материале основные идеи и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание "работало" на выделенные ориентиры.

- Подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно ориентированные ситуации).

- Обеспечивает личностно значимую для учащихся постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом - трудном, но посильном.

- Организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъектного опыта учащихся: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме, т. е. в личностно ориентированных ситуациях:

а) поиск идеи, гипотезы решения;

б) составление ориентировочной основы действий для решения;

в) максимальная самостоятельность учащихся (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);

г) привлекает учащихся к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, ориентирует на использование разных способов действий, привлекает к анализу собственных затруднений учащихся (рефлексия), поощряет нестандартные учебные действия;

д) учит приемам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;

е) при повторении и закреплении учит способам смысловой обработки изучаемого, не злоупотребляет отметками, чаще прибегает к качественным оценкам, причем оценка деятельности - не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

- Задания на дом - разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащие предметные и методологические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий).

В связи с изменением роли учителя и учащихся в образовательном процессе необходимым становится вопрос об изменении и методического инструментария учителя: тематического планирования, календарного планирования, технологических карт, программ и методических разработок уроков. [6]

Содержательная часть конспекта урока - любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы:

  1. Целеполагание
  2. Задачи урока
  3. Тип урока
  4. Основные формы и методы работы
  5. Содержание темы (контент урока и материал для закрепления)
  6. Домашняя работа

Таблица 1.

План-конспект урока «Движение молекул. Диффузия» 7 класс.

Традиционная

Личностно ориентированное обучение

Цель:

- Формирование представления о диффузии, как о физическом  явлении, о движении молекул.

 

- Усвоить тему «Движение молекул. Диффузия»

Задачи:

- провести демонстрационный эксперимент, на его примере раскрыть содержание понятия явления «диффузия»;

 

- определить зависимость скорости протекания диффузии от различных факторов;

 

- определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой               природы.

 

 

 

- провести экспериментальную работу,  сравнить и проанализировать полученные результаты, на основе которых сделать выводы;

 -научиться выявлять сущность явления: зависимость диффузии от агрегатных состояний вещества, температуры вещества;

 

Тип урока

Урок изучения новых знаний. 

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Формы и методы работы

Лекция

Беседа

Демонстрация

Беседа.

Слушание

Презентация.

Экспериментальная работа.

Кооперировано-групповая работа учащихся.

Индивидуальная работа учащихся.

Оборудование к уроку

Мензурка с водой, кристаллы марганца

Четыре прозрачных стакана с холодной водой, три прозрачных стакана с горячей водой, ложка, семь секундомеров. Пять емкостей с йодом, две емкости с маслом, семь пипеток, тряпки.

Ход урока

Постановка цели урока

Тема урока оглашается учителем и записана на доске.

Учитель: Сегодня  мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе, это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, в нашей повседневной жизни. На уроке проведем несколько экспериментов, в ходе которых вы выступите в качестве ученых - открывателей. Давайте разделимся на 7 групп и проведем эксперимент.

Изучение нового материала

Учитель проводит демонстрационный эксперимент. В мензурку с водой добавляет несколько кристаллов марганца. Указывает учащимся на то, кристаллы, растворяясь в воде постепенно окрашивают ее фиолетовый цвет.

Приводит к детей к выводу, что это происходит вследствие движения молекул воды и марганца. Молекулы перемешиваются, занимают  межмолекулярное пространство друг друга. Это явление и называют диффузией.

Учащиеся записывают определение под диктовку учителя или из учебника.

Учитель задает вопросы учащимся:

- в каком чае быстрее растворяется сахар;

- если чай мешать ложкой, быстрее ли он растворится?

- все ли вещества одинаково быстро растворяются и смешиваются?

Обобщает ответы в выводы, которые записывают ученики: Скорость и результаты диффузии зависит от

  • температуры воды,
  • внешних воздействий,
  • количества вещества,
  • состава вещества.

 

На партах стоит необходимое группам оборудование. Ученики приступают к выполнению экспериментов. Учитель подходит к группам, отвечает на вопросы, помогает, если учащиеся не выполняют задание. Следит, чтобы учащиеся делали выводы в тетрадях.

Задания на карточках:

1. Добавьте в стакан с холодной водой 5 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

2. Добавьте в стакан с горячей водой 5 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

3. Добавьте в стакан с холодной водой 10 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

4. Добавьте в стакан с горячей водой 10 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

5. Добавьте в стакан с холодной водой 10 капель масла, опишите наблюдения, измерьте время.

6. Добавьте в стакан с горячей водой 10 капель масла, опишите наблюдения, измерьте время.

7. Добавьте в стакан с холодной водой 5 капель йода, перемешайте ложкой, опишите наблюдения, измерьте время.

Представители групп рассказывают результаты эксперименты и свои выводы. После выступления представителей групп на доске записи:

  • дорожки другого цвета
  • раствор бледного цвета
  • раствор яркого цвета
  • расплываются
  • растворяются
  • время зависит от температуры
  • масло не растворилось
  • ложка ускорила процесс растворения

Учитель: Давайте сформулируем  определение явления, которое мы с вами наблюдали: Взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузия. 

Ученики: При использовании горячей воды диффузия или если использовать ложку диффузия протекает быстрее; цвет раствора зависит от количества йода; результат зависит от молекул, т.к. йод и масло растворяются по-разному.

Подводятся общие итоги эксперимента: Скорость и результаты диффузии зависит от

  • температуры воды,
  • внешних воздействий,
  • количества вещества,
  • состава вещества.

Закрепление нового материала

Учитель и учащиеся приводят примеры диффузии.

 

Ученикам раздаются индивидуальные карточки с заданиями:

  1. Привести пример диффузии в газах, жидкости и твердых телах.
  2. На основе знаний о строении вещества сравнить скорость протекания диффузии в газах, жидкости и твердых телах.
  3. Практическое применение диффузии.

 

Задание на дом

Параграф 15 пересказ.

Сочинение о диффузии «Я – молекула»

Рефлексия

Учащиеся продолжают фразы:

 

Сегодня на уроке я узнал, что…

 

До этого урока я  уже знал, что…

 

Учитель: Осталось выяснить, по какой причине происходит диффузия. У кого есть идеи?

Учащиеся предлагают свои варианты. Приходят  к выводу, диффузия является доказательством движения молекул вещества.

 

Итогом личностно ориентированного обучения является саморазвивающаяся, саморегулирующаяся личность с гибкими осознанными знаниями, субъект своего учения, а затем - субъект, хозяин своей жизни, "сам себе режиссер", способный к дальнейшему самообразованию в различных условиях постоянно растущего мира информации.

 

Категория: Физика
12.02.2015 19:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!