СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

Кузнецовой Екатерины Фёдоровны, учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 3

города Минеральные Воды Ставропольского края

Я, Кузнецова Екатерина Фёдоровна, учитель начальных классов лицея № 3, окончила Нальчикское педагогическое училище в 1967 году.

С 1967 года начала педагогическую деятельность в средней школе № 11 города Прохладного Кабардино-Балкарской республики. Работала в городе Череповце Вологодской области с 1982 по 1988 год; с 1988 года работаю учителем начальных классов в лицее № 3 города Минеральные Воды.

Неоднократно проходила аттестацию; по итогам последней аттестации мне была присвоена высшая квалификационная категория.

Постоянно повышаю свой образовательный уровень: в 2006 году – курсы усовершенствования учителей при СКИПРКО; в 2004 году – курсы по внедрению информационных технологий в процесс обучения в городе Минеральные Воды; в 2012 году повышала свою квалификацию в ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» по проблеме «Перспективные направления развития системы начального общего образования».

За этот период накоплен определённый опыт, позволяющий подать заявление на подтверждение категории.

В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:

  1. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», ГД РФ от 29.12.2001г.;
  2. методическое письмо МО РФ от 19.11.1998г. № 1561-1415

«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», Постановление Правительства Российской Федерации» № 142 от 24.02.2009г.;
  2. «Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам»;
  3. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (17.10.12г.);
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.12г.;
  5. образовательные стандарты;
  6. «Конвенция о правах ребенка»;
  7. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Основными задачами своей работы считаю:

  • обеспечение успешного овладения всеми учащимися программных требований по предмету;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся, одарённых детей;
  • обеспечение условий для интеллектуального совершенствования учащихся в гармонии с духовно-нравственными сферами личности;
  • формирование цивилизованного самосознания, активного отношения к проблеме общества, интеллектуальной и личностно-гражданской активности.

Реализуя основные направления «Концепции модернизации образования», в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, обеспечиваю успешное овладение учащимися программных материалов, индивидуализирую процесс обучения.

Следуя основным положениям Закона «Об образовании», активно использую технологии, формирующие коммуникативные функции личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

Все мои уроки рассчитаны на разноуровневую подготовку детей, поэтому виды заданий, упражнений личностно ориентированы.

В течение ряда лет (с 1997 года) реализую программу учебно-методического комплекса «Гармония». Для того, чтобы учащиеся начальных классов успешно освоили школьную программу, изучаю личностные особенности каждого ребёнка, чтобы иметь представление об уровне развития речи, мышления, памяти, других психических процессов. Совместно с психологом заполняю карточку на каждого ребёнка, пришедшего ко мне в коллектив. В последующем такая работа позволяет мне дифференцированно подавать материал, создавая «ситуацию успеха» для каждого обучаемого, позволяя ему самореализоваться.

Отдельно планирую работу с успешными и одарёнными детьми. Весь мой методический опыт направлен на то, чтобы развивающие цели урока были достигнуты. Опережающие задания, осложнённые варианты работы, чередование практических видов деятельности с теоретическими, логические и творческие задачи – всё это помогает обучаемым не снижать мотивации к учению, а по результатам опережать своих сверстников.

Осуществляя воспитательно-образовательный процесс на принципах гуманизации, создаю для ребёнка условия, сохраняющие его физическое и психическое здоровье. При планировании уроков выбираю методы и приёмы, позволяющие рационально использовать время урока, оптимизировать физические нагрузки, избегать перегрузок, для чего использую элементы методики В.Ф.Базарного. В структуру урока включаю приёмы оздоровления, релаксации, способствующие сохранению здоровья детей.

В течение ряда лет вела спецкурс «Здоровье и окружающая среда», предполагающий мониторинг состояния здоровья детей за каждый прошедший семестр. По результатам данной работы дети в моём классе стали меньше болеть, в большей степени усваивать материал, опережать сверстников из параллельных классов.

Высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков позволяет развивать и совершенствовать систему работы по реализации образовательно-воспитательных задач. Каждый семестр осуществляю мониторинг успешности деятельности классного коллектива и каждого обучаемого, что позволяет вовремя внести коррективы в учебный процесс и добиваться постоянно стабильных результатов.

Устойчивые положительные результаты дают применяемые мною современные методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся. Этот вид деятельности определяет в итоге высокую познавательную активность учащихся и положительные результаты по итогам проверки уровня обученности и воспитанности.

Обратную связь с учащимися позволяет осуществлять не только внешняя независимая проверка знаний, но и анкетирование (тестирование), которое провожу совместно с психологической службой лицея.

Реализуя программу обучения чтению, помню, что только глубокая работа со словом, с литературным произведением формирует мироощущение младших школьников, помогает избежать затруднений по всем учебным дисциплинам. Эта деятельность основана на созидательной творческой работе обучаемых, в которых воспитывается любовь к Родине, своему краю. Решаю при этом следующие основные задачи: стимулирую потребность детей выражать своё отношение к предложенной ситуации; чётко определять то, о чём нужно сказать. В процессе работы мною создаётся эмоциональная атмосфера доверительного общения, дающая возможность маленьким читателям проникнуть в замысел произведения. Реализую эти задачи с помощью следующих методов и приёмов: жужжащего чтения, ежеурочных пятиминуток, чтения с переходом на незнакомую часть текста, многократного чтения, чтения в темпе скороговорки. Очень часто на подобных уроках планирую работу в группах, где успешные и одарённые дети выступают в роли учителей. Полагаю, что обучение навыкам чтения должно базироваться на интегрированной основе. В период подготовки к занятиям использую межпредметные связи, включая в структуру урока задания, связанные с демонстрацией музыкальных, речевых, изобразительных качеств. Постоянно работаю над обогащением словарного запаса детей, совершенствую их умения говорить правильно и красиво. В дополнение к базовым знаниям веду курс риторики.

На уроках математики использую много дидактических игр, которые повышают результаты учебной деятельности, развивают у детей внимание, память, смекалку, находчивость, сообразительность.

Учу составлению обратных задач, частичному изменению условия решения задач разными способами. Ежедневно работаю с устным счётом, геометрическим материалом. На уроках приучаю пользоваться справочными пособиями.

В своей деятельности стараюсь использовать как наработанные методические приёмы, так и инновационные технологии. В качестве опробованных - методики опережающего обучения А.В. Занкова, труды С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, рекомендации по здоровьсбережению В.Ф.Базарного. Считаю, что мне удаётся развивать у детей устойчивый интерес к знаниям, потребность обучаемых в самостоятельном поиске.

С 2005 года веду кружок «Умники и умницы» (развитие познавательных способностей). Эти занятия отличаются тем, что ученику предлагаются задания неучебного характера. Серьезная работа принимает форму игры, этим очень привлекает и интересует моих учеников. Строю занятия таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, формирую у них самостоятельно действовать принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Это позволяет сделать работу своих детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Развиваю формы самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Провожу «мозговую гимнастику» (5 минут) (динамичные паузы), «Коррегирующую гимнастику для глаз (2 – 3 минуты), повышается острота зрения, снижается утомление зрительное и достигается состояние зрительного комфорта. Провожу «Графические диктанты, штриховки». «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Уверенность и изобретательность в движениях детской руки ярче проявляют творческую стихию детского ума» - писал В.А. Сухомлинский.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. На всех занятиях развиваю творческую способность у детей.

Уроки « окружающий мир» расширяют кругозор, развивают эстетические чувства. При подготовке к этим урокам использую справочную литературу, словари, детей приучаю пользоваться книгами «Почемучка», «По материкам и океанам»», «Всё обо всём», «Введение в народоведение», «Человек и природа». Книги А.А.Плешакова: «Атлас – определитель», «От земли до неба», «Великан на поляне», «Живая природа», детские энциклопедии. Вся дополнительная литература есть в кабинете. В последние годы достаточно результативно использую возможности медиатеки.

Считаю, что логическим продолжением урочной деятельности является внеклассная работа по предмету. В течение многих лет веду кружки и спецкурсы, что позволяет активизировать процесс познания, расширить рамки, определённые образовательными стандартами по предметам. Была участницей опытно-экспериментальной работы в рамках краевой площадки по теме «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития личности» (2001-2006г.г.). Результаты моей работы как педагога дополнительного образования отслеживались и обобщались на уровне лицея. Считаю опыт внеклассной работы с детьми актуальным, так как этот вид деятельности позволяет сделать успешным процесс овладения знаниями, мотивировать слабых детей к учёбе, занять досуг проблемных детей.

В 2006-2007 учебном году работала в составе творческой группе педагогов лицея по внедрению и реализации сановных направлений деятельности в рамках муниципальной опытно-экспериментальной площадки «Формирование межнациональной культуры и межэтнической толерантности учащихся общеобразовательного учреждения».

В 2010 году прошла обучение в ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Российской Федерации». С 2010 года веду курс «Основы православной культуры». Мои ученики: Краева Д., Коломейцева С., Смыкова Н. – выступали на городском МО с презентациями проектов. В моем кабинете создана библиотека по «ОРК и СЭ». Провели две экскурсии ознакомительные «В Храм Покрова» - город Минеральные Воды, «Святые места на КМВ». Уже три года проводим в лицее «Рождественскую елку» для учащихся начальных классов.

Мой педагогический опыт по реализации принципов обучения обобщался на уровне школы. С докладом на тему «Создание ситуации успеха в процессе обучения литературному чтению младших школьников» выступала на педагогическом совете и «Основы религиозных культур и светской этики в образовательных учреждениях».

В моей педагогической деятельности постоянно опираюсь на возможности учебного кабинета. За последние годы он оснащён необходимыми современными наглядными пособиями; в кабинете систематизирован дидактический материал по всем разделам программы; подобраны методические пособия, сборники проверочных работ по всем темам курса, рабочее место учителя оснащено ИКТ, есть медиотека в библиотеке, чем и пользуемся на уроках.

В течение 8 лет я являлась руководителем методического объединения учителей начальных классов лицея. Наше объединение одно из самых многочисленных в учебном заведении. Под моим руководством осуществлялась реализация программ методической учёбы учителей, изучались методические письма и рекомендации для оптимального осуществления воспитательно-образовательного процесса. Ежегодно на высоком методическом уровне проходит «Неделя учителей начальной школы», отмечены всегда приказом по лицею. Все проведённые уроки и мероприятия получают высокую оценку присутствующих. Выступала на МО в лицее и городе по теме:

  1. «Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий» городское МО;
  2. «Электронное портфолио ученика» МО в лицее №3.

Осуществляю работу в качестве наставника над молодым специалистом; неоднократно руководила практикой студентов Минераловодского педагогического училища.

Мои воспитанники принимают участие в олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуренок», «Инфознайка», интернет олимпиады «Снежный Вихрь», «Остров сокровищ», «Веселая математика», «Открытка маме». Победители: Фадеева Екатерина, Заблодская Екатерина, Клочкова Елизавета, Киреев Артем, Потихонина Екатерина, Темирчева Маргарита.

В моих классах нет неуспевающих, а большинство учащихся учатся на «4» и «5», подтверждая высокое качество знаний на II и III ступени.

В 2004-2005 учебном году награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

20 марта 2016 Учитель ____________ Кузнецова Е.Ф.

05.06.2016 15:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!