СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Помимо чисто информационной функции, которую курс литературы выполняет вместе с другими дисциплинами, формирующими в той или иной степени представление о разных сторонах человеческой жизнедеятельности,. литература может и должна выполнять функцию «социальную».

К. М. Поливанов, литературовед, специалист по творчеству Пастернака и Ахматовой

Педагогической деятельностью я занимаюсь с 2015 года. Имею высшее образование по специальности «Русский язык и литература». Квалификация «Учитель русского языка и литературы».

В настоящее время являюсь преподавателем литературы у студентов 1 курса: ОУД 01.02 Русский язык и литература. Литература. В своей педагогической деятельности руководствуюсь высказыванием К.М. Поливанова.

  • уроки строю в соответствии с требования ФГОС и содержанием учебно — методического комплекса. Я очень люблю свою работу, мне нравится литература. И как преподавателя литературы, меня беспокоит то, что у обучающихся, прибывших к нам из стен школ нет читательского интереса, поэтому еще одной своей образовательной задачей я считаю формирование заинтересованности в чтении не только художественных книг, но и к чтению, как к форме работы, а ведь главная задача словесника — это, как раз, научить студентов работать с текстом.
  • я делаю для того, чтобы мотивировать и заинтересовать студентов в чтении?
  • Прежде всего, предварительно напоминаю за 2 – 3 недели о том, какое крупное произведение читаем. Например, пока изучаем литературу А.Фета, Ф.Тючева – самостоятельно читаем поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; пока изучаем лирику Н.А. Некрасова – читаем роман М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города» и т.д.
  • Практикую и такую проверку знания текста: предлагаю студентам продолжить краткий пересказ сюжета произведения по цепочке или ответить письменно на вопросы по тексту. Всевозможные литературные викторины, составленные из «каверзных» вопросов на знание текста, деталей, о которых говорится не прямо, а косвенно. Также приучают студентов внимательно работать с текстом.
  • Изучение крупных произведений (таких, как “Преступление и наказание” Ф. М.Достоевского, “Война и мир” Л.Н.Толстого.) строю по следующему принципу: последователҗное изучение блоками, крупными темами, четкое следование сюжету. В домашнем задании оговариваю тему, называю конкретные главы и задаю проблемные вопросы, ответы на которые являются домашним заданием.
  • Подобная подготовительная работа позволяет проанализировать текст, причем на уроке используются и комментированный пересказ, и прием выделения художественных деталей, ключевых слов, фраз, и поэтапное составление характеристики литературного героя, и выразительное чтение ключевых сцен, эпизодов. После подробного изучения темы даю письменную работу обощающего характера - сочинение.
  • Важная роль в изучении литературы отвожу письменным работам обучающего характера. Это составление цитатных, сопоставительных характеристик героев; составление планов, тезисов ответа на вопрос, в том числе и составление тезисного плана сочинения. Подобные работы незаменимы при изучении крупных литературных произведений и для осознания параллелей, переклички тем, проблем, образов, существующих между различными произведениями различных авторов.
  • Чтобы более заинтересовать студентов изучаемым произведением, вовлечь их непосредственно в процесс чтения и анализа я использую прием опережающей аннотации и прием недоговаренности. Также постановка проблемного вопроса и ответа на него. Не секрет, что студенты очень любят порассуждать на филосовские темы “по поводу”, нередко даже не читая произведения, и аргументируя свой ответ фразой : “А я так думаю”.
  • Одним из ярких, “благодатных” в этом отношении произведений является роман Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Студенты не всегда однозначно относятся к теории Раскольникова, его престпулению и покаянию. Много споров вызывает жизненная позиция Мармеладова, Сончеки, Лужина, Свидригайлова. Образ Катерины в драме Островского «Гроза», отношение к Наталье Ростовой с начала изучения романа и в самом конце.
  • В рабочей тетради мы фиксируем основные моменты и главные мысли, выделенные в ходе урока в процессе изучения темы, ведь студенты по завершению всего курса будут сдавать экзамен.
  • был разработан и дан открытый урок по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему: «Женские образы в романе. Образ Сони Мармеладовой», целью которого было: проанализировать женские образы в романе; выделить ключевые роли; рассмотреть образ Сони Мареладовой; развивать умение обучающихся анализировать эпизод в контексте всего произведения; развивать умение коммуникативные способности учащихся. Тип урока : анализ художественного текста. Формы работы: парная, групповая, индивидуальная. Я использовала такие виды деятельности, как: работа с эпиграфом, с текстом художественной литературы, беседа, просмотр и анализ фрагмента из кинофильма, работа с иллюстрациями и их анализ.
  • что цель урока достигнута: у студентов сформирована связанная устная монологическая речь, а таким образом решалась главная задача — формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
  • по учебной дисциплине была скорректирована и доразработана в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе обучения по этой программе предполагается, что студенты:

-Должны уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно – выразительные (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблемой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

- выявлять «сквозные темы» и проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово – родовую специфику литературного произведения;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения или фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-Должны знать:

  • образную природу словесного слова;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19- 20 веков, этапы их творческой эволюции;
  • историко – культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко – литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития;
  • черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико – литературные понятия.
  • повышаю свой профессиональный уровень. Работаю над темой самообразования «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках литературы». Для этого я разработала план, в котором я поставила себе следующие цели и задачи:
  • :
  • различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, воспитания, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся
  • более высокого уровня собственной профессиональной компетентности.

  • беспечить высокий методический уровень проведения всех видов уроков и внеурочных занятий.
  • качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • виды и формы диагностики и контроля;
  • учебные, научно – методические и дидактические материалы
  • над развитием коммуникативных способностей обучающихся ведется на каждом уроке, ведь литература — это дисциплина, позволяющая развивать монологическую речь, умение мыслить конструктивно и выстраивать свою позицию, доказывать свою точку зрения аргументированно.

Также я занимаюсь внеурочной деятельностью. За период работы с 1.09. по 20.12.2019 года мною были проведены такие мероприятия:

-информационный урок «Терроризму нет прощения» для студентов 2 курса, на котором мы вспомнили о трагедии в г.Беслан, катастрофах, случившихся в результате террористических актов, просмотрели видео — ролики, рассмотрели способы манипуляции и вербования в террористические группировки, а также, как не стать жертвой вербовщиков, развивали принцип толерантности: развеяли стереотип о том, что террористами могут быть только представители мусульманской религии; поговорили о том, как вести себя, если стал жертвой террористов или их заложником; студенты сделали вывод о том, что нужно делать и какими нужно быть, чтобы избежать угрозы терроризма.

-литературная викторина «Своя игра» для студентов 1 курса, которая проводилась с целью расширения кругозора студентов, проверки уровня начитанности, знаний литературных терминов, понятий и художественных произведений. Студенты были поделены на две команды. Им предлагалось выбрать капитана, который будет оглашать ответ на вопросы викторины. Специальная компьютерная программа была адаптирована под литературные задания и, подобно настоящей телевизионной игре «Своя игра», выбирались категория вопросов и «стоимость» правильного ответа на них. Студенты были вовлечены в игру. Самые активные студенты из команды — победителя были награждены грамотами.

-Организовала и провела общеколледжный этап Всероссийского конкурса сочинений различной тематики, в котором студентам предлагалось самостоятельно выбрать понравившуюся тему. В этом конкурсе приняли участия 5 студентов первого курса, а победителем стала Гребенкина Валерия, студентка 1 курса, чью работу мы отправили на региональный этап. Остальные участники получили грамоты и благодарность.

-Подготовила студента для участия во I Международной научно — практической студенческой конференции «Мы наследники Великой Победы, и время выбрало нас», посвященной 75-летию со Дня победы над немецко — фашистскими захватчиками.

-Приняла участие во Всероссийском конкурсе методических разработок патриотической направленности «Родина у нас одна», в результате которого получила диплом 2 степени. С самой разработкой можно познакомиться в нашем учебно - методическом центре. Мне есть еще над чем работать, и в процессе работы у меня возникают разные вопросы, ведь учить учиться — это навсегда.

Категория: Всем учителям
20.04.2020 10:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!