СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К проблеме адаптации подростка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся -  одна из главных целей психологической службы в образовании. Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.

Составляющими компонентами психологического здоровья подростка являются: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей для данного возраста деятельности.

Важнейший аспект проводимой реформы общеобразовательной школы связан с идеей введения профильного обучения в старших классах. По мнению зарубежных и отечественных специалистов, оно представляет собой самую жизнеспособную и перспективную новацию в образовании, в успешной реализации которой заинтересованы не только все участники образовательного процесса, но и учреждения профессионального образования, работодатели, государство в целом.

Особенностью современной старшей школы является существенное увеличение объема  образовательной нагрузки, сопровождающееся психосоматическим перенапряжением, приводящим к ухудшению здоровья старшеклассников. Наиболее резко, по данным исследований, она увеличивается в профильных классах.

Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, в ходе которого возможно как наиболее эффективное формирование, так и наиболее вероятная утрата здоровья. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, экологическое неблагополучие, социально-экономическая нестабильность - все это предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью организма подростка. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов.

Физиологические особенности подросткового возраста также могут стать предпосылкой для разнообразных психических и психосоциальных перестроек. Этот возраст не случайно называют "трудным": становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, новая ситуация взрослости, ориентация на практическую и общественно-значимую деятельность (похожую на деятельность взрослых) - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.

Кроме того, бурные гормональные изменения этого периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков. Поэтому психологическая нестабильность подросткового возраста располагает к риску возникновения психической дезадаптации. Многочисленные физиолого-гигиенические исследования подтверждают факты повышения частоты заболеваний, перенапряжения адаптационных механизмов у значительной части подростков. В связи с тем, что учащиеся профильных классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их социально-психологических адаптационных механизмов.

Ф.Б.Березин отводит важнейшую роль психической адаптации как оказывающей значительное влияние на адаптивные процессы. Давая достаточно широкое определение психической адаптации как процессу оптимального соответствия личности и окружающей среды, он подчеркивает, что необходимым условием успешности адаптационного процесса является сохранение психического и физического здоровья.

Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды  предполагает:

- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

- адекватную систему отношений и общения с окружающими;

- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

- способность к самообслуживанию и самоорганизации;

- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У старшеклассников изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной.

Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, при которой учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

Эмоционально ослабленные дети наиболее подвержены дезадаптационному синдрому. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с пока что мало знакомыми одноклассниками и учителями. Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Специфика адаптации старшеклассников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается (Касаткина,  Чистякова и др.,1994). Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-психологической адаптации личности. Профильное обучение способствует осознанию школьником себя субъектом профессионального выбора (Заруба,1995).

Факторами стресса могут быть: недостаточность информации, необходимой для принятия решений, ее противоречивость, количественная или качественная перегрузка, противоречивые или неопределенные требования, несоответствие выполняемой деятельности уровню притязаний, критические обстоятельства и риск при принятии решений.   В этом случае нарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает выраженность психического стресса. Восприятие угрозы приводит к возникновению тревоги. Изучение эффективности психической адаптации в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам индивидуума, позволило показать закономерную зависимость между выраженностью тревоги и частотой нарушений психической адаптации (Березин). Нарушение механизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. Возрастание тревоги приводит к мобилизации адаптационных механизмов, однако ее высокая интенсивность лежит в основе адаптационных нарушений.

Выше перечисленные механизмы усиливаются в условиях профилизации образования. Профилизация старшей школы выдвигает необходимость совершенствования системы профориентации в школе, поскольку правильный выбор будущего вида деятельности во многом определяет и успешность обучения, и сохранение психического и соматического здоровья молодежи.

Выбор профиля обучения самым тесным образом связан с профессиональным самоопределением подростка.  Вместе с тем научные данные свидетельствуют о том, что подростки не учитывают состояние своего здоровья при выборе профиля обучения в школе, а затем при выборе профессии, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве. Юноши и девушки не принимают во внимание возможное неблагоприятное течение имеющихся у них заболеваний, тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья, что было подтверждено проведенными нами исследованиями среди учащихся 120 старшеклассников педагогических классов школ города Владикавказ. Его результаты показали, что более половины (78%) старшеклассников определились с направлением своей будущей профессиональной деятельности. Однако 56% исследуемых не соотносят свои психофизиологические особенности  с требованиями предъявляемыми той или иной профессии. Анкетирование выявило, что наиболее привлекательными для них являются социально-экономический, гуманитарный и информационно-технологический профили, а наименьшей популярностью пользуются агро-технологический, физико-математический и естественно-научный профили.

При введении в школы широкой профилизации и осуществлении профессиональной ориентации необходимо учитывать не только интересы, склонности и состояние здоровья учащихся, но и их психофизиологические и личностные особенности. Как показывают наши результаты исследования, профессиональный тип личности нынешних школьников характеризуется предприимчивой, артистической и социальной направленностью, что свидетельствует о тенденциях социальной детерминации склонностей современной молодежи, об их симпатиях к предпринимательскому и артистическому видам деятельности.  Выбор будущей сферы деятельности современными школьниками в значительной степени мотивирован уровнем заработной платы, то есть материальный фактор является базовой потребностью.

Стоит упомянуть и о предпрофильной подготовке учащихся, на которую в соответствии с документами Минобрнауки России ложится основная профориентационная нагрузка. По нашему мнению, за один год (9-й класс) осуществить полноценную профориентацию подростков с учетом всех индивидуальных особенностей (интересы, склонности, психофизиологические и личностные особенности, состояние здоровья) нереально. Профориентация должна сопровождать весь процесс профессионального самоопределения, который носит поэтапный характер и начинается с 5-6-х классов. С этого же времени должно осуществляться медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью формирования адекватных представлений о

Таким образом, на наш взгляд, для успешной реализации профильного обучения в старшей школе необходимо: усовершенствовать систему профессиональной ориентации и сделать ее адекватной интересам и потребностям подростков и общества, обеспечить доступную для школьников возможность в получении психолого-педагогической и врачебной консультации в связи с выбором профессии, использовать ресурс школьного образования для формирования у подростков осознанного профессионального самоопределения с учетом не только интересов и склонностей, но и психофизиологических и личностных особенностей и состояния здоровья.

Список литературы

1. В. Кучма «Как школьнику сохранить здоровье» ст., «Медицинская газета», 20.07.2005г

2.Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. Под ред.

Д.В.Колесова. - М., Педагогика,1987. -150 с.

3. М.В. Антропова, Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Физиолого-ги-

гиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированно-

го обучения учащихся // Гигиена и санитария. - 1997. - N 1. с.24-26.

4. М.В. Антропова, Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников // Физиология человека. - 1997. - Т.23. - N 1. с. 98-102.

Категория: Завучу
26.01.2015 11:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!