СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когнитивная революция человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему человек, род Homo, выделился из большого числа разных животных? Большой мозг, умение пользоваться орудиями, высокую способность к обучению и сложные социальные структуры мы считаем безусловными преимуществами. Кажется несомненным, что именно они превратили человека в царя природы. Однако человек пользовался этими преимуществами на протяжении 2 миллионов лет, оставаясь при этом довольно слабым, зависящим от окружающих его условий. Все виды людей, расселившихся от Индонезии до Иберийского полуострова, не насчитывали и миллиона особей. Они пребывали в постоянном страхе перед хищниками, им редко удавалось убить крупную дичь, существовали они главным образом за счет растительной пищи, а также ловили насекомых и мелких животных и обгладывали падаль, оставленную более сильными и проворными хищниками.

Но главной причиной победоносных успехов человека как вида считается язык. Принято считать, что эти способности были порождены, в общем-то, случайной генетической мутацией, но «толчком» послужили новые возможности голосового аппарата, позволившие состояться феномену человеческой речи. Считается, что именно когнитивная революция позволила Ноmо sapiens благодаря совместным действиям большими группами выиграть конкуренцию у других видов рода Ноmо и в конечном итоге отправить их в небытие.

Когнитивной революцией современная наука называет появление у Homo sapiens новых способностей в мышлении и общении. Определенные факторы способствовали возвышению человека. Человек отличается от других животных тем, что способен к абстрактному мышлению. Он способен отвлекаться от несущественных признаков объекта и концентрироваться на существенных, обобщать их в понятия и фиксировать эти понятия в языке в виде слов. Слова человеческого языка становятся не просто сигналами для конкретной ситуации, а становятся выражением абстрактных понятий. Для согласованных действий большого количества людей важен не столько общий миф, который бы их всех объединял, сколько определенная структура взаимодействия, заданная правилами, понятными для всех участников.

Это была не первая система коммуникации на Земле. Каждый вид животных имеет свою систему коммуникации. Даже насекомые, пчелы, муравьи умеют сообщать друг другу об источниках пищи. Не был язык человека и первой звуковой системой коммуникации. Многие животные, в том числе все большие и малые обезьяны, используют голосовые сигналы. Например, зеленые мартышки разными возгласами предупреждают друг друга об опасности. Зоологи сумели расшифровать некоторые из них: «Осторожно: орел!» (и другой, похожий: «Осторожно: лев!»). Когда исследователи проигрывали мартышкам запись первого крика, обезьяны прекращали свои занятия и с тревогой смотрели в небо, когда же они слышали второй клич, то поспешно карабкались на деревья. Сапиенсы умели издавать более отчетливые звуки, чем зеленые мартышки, но подобными способностями отличаются и слоны, и киты. Попугаи могут передразнивать все производимые человеком звуки, а также и многие другие: звонок телефона, стук двери, завывание сирен. Так чем же так необычен наш язык?

Первая теория «Там-у-реки-лев». Чаще всего в качестве основного преимущества человеческого языка упоминается его гибкость. Соединяя в различные комбинации небольшое количество звуков и жестов, мы можем сочинить неисчерпаемое количество предложений с самыми разными смыслами. Это значит, что мы можем воспринимать, хранить и передавать невероятное количество информации об окружающем мире. Зеленая мартышка способна предупредить: «Осторожно: лев!» — но человек может рассказать другим, что он видел льва утром возле реки, лев гнался за бизонами. Человек может уточнить все подробности: где он видел льва, какими путями можно подойти к тому месту. Получив эту информацию, люди могут еще и посоветоваться, не прогнать ли им льва подальше от реки и не продолжить ли охоту на бизонов самим.

Вторая теория «Теория Сплетни» соглашается с первой в том, что уникальный язык человека развился как средство передавать информацию об окружающем мире, однако настаивает на том, что важнейшая информация касалась не львов и бизонов, а самих людей. Язык, гласит эта теория, родился из любви посплетничать. Homo sapiens — животное общественное. Мы выживаем и размножаемся благодаря постоянному взаимодействию. Людям недостаточно знать, где бегают львы и бизоны, им гораздо важнее выяснить, кто в племени кого ненавидит, кто главный, кто надежен, а на кого положиться нельзя.

Количество информации, которую нужно приобрести и хранить, чтобы разбираться в постоянно меняющихся отношениях нескольких десятков человек, растет. (Уже в компании из 50 человек насчитывается 1225 индивидуальных взаимоотношений и огромное количество более сложных комбинаций.) Все обезьяны живо интересуются социальной информацией, но сплетничать им затруднительно. Вероятно, неандертальцам и древним сапиенсам тоже было непросто обсуждать у кого-нибудь за спиной. Хотя эта склонность человека обычно подвергается осуждению, она чрезвычайно важна для налаживания сотрудничества в больших коллективах. Надежная информация насчет того, кто заслуживает доверия, а кто нет, помогала маленьким группам объединяться в большие, и у сапиенсов развивались все более сложные и тесные формы сотрудничества.

Скорее всего, верны обе теории, и «там-лев-у-реки», и теория сплетен. Но уникальность нашего языка заключается не в способности передавать информацию о людях и львах, а в способности сообщать о таких вещах, которых мы никогда не видели, не слышали. Насколько нам известно, только сапиенсы умеют обсуждать вещи гипотетические и даже противоречащие фактам.

Язык вымысла - развитие языка воображения: с его помощью мы представляем себе и описываем явления, существующие исключительно внутри наших рассказов. Легенды, мифы, боги, религии появились в результате когнитивной революции. Вымысел, фикция, или миф играют ключевую роль в когнитивной революции человека. Некоторые ученые считают, что именно способность верить в общие мифы, или фикции позволяет людям сотрудничать и согласованно действовать большими группами. Многие животные, в том числе различные виды людей, и раньше умели предупреждать: «Осторожно: лев!» Благодаря когнитивной революции Homo sapiens научился говорить что-то вроде: «Лев — дух-хранитель нашего племени». Способность обсуждать вымысел — наиболее удивительное свойство языка сапиенсов. Этот язык можно поэтому назвать языком вымысла.

В обиход информационного обмена Ноmо sapiens вошли разнообразные абстрактные понятия, т.е. нематериальные объекты, существующие только в мышлении и общении. Благодаря этому стало возможным не только моделировать окружающий мир и обмениваться результатами моделирования, но и оперировать гипотетическими конструкциями. Тем самым были заложены необходимые условия для становления и мифологии, и религии, и науки.

После когнитивной революции сапиенсы стали уже сознательно корректировать свое поведение и передавать навыки следующим поколениям, в том числе в части изготовления все более разнообразных орудий, совершенствования техники охоты и т.д. Продуктом когнитивной революции стали зачатки феномена, который принято называть культурой в широком смысле слова.

Категория: Биология
31.10.2023 06:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!