СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ
Кризис у ребенка 7 лет характеризуется проявлением раздражительности и беспричинного гнева чуть ли не каждый день.
Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше. Но в 6—7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».
На 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.
Дети как бы перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых.
Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.
Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.
Психологические новообразования кризиса семи лет
Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.
В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.
Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.
Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка.
В большинстве случаев ребенку самому удается преодолеть все трудности данного возраста и выйти из кризиса, но все же от родителей тоже во многом зависит самочувствие и состояние ребенка в этот период его жизни. Никогда не стоит вмешиваться в дела ребенка с предложением своей помощи, если он того не просит.
В воспитании детей 7-летнего возраста важно дать им почувствовать все последствия своих действий или абсолютного бездействия с их стороны.
Для формирования личности 7-летнего ребенка очень важную роль играет возникновение завышенной самооценки и очень плохо, если она будет заниженной. Здесь ребенку способны помочь родители и близкие люди, которые будут всячески его хвалить и поощрять. Уверенность ребенка в том, что он любим своими родителями и нужен им, поможет ему легко преодолеть кризис 7-летнего возраста.
© 2018, Анохина Марина Николаевна 434