СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсы повышения квалификации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная работа

по теме «Реализация метапредметного подхода

при обучении информатике»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы реализации принципа метапредметности в процессе обучения……………………………………………………………….5

  1. Понятие и сущность принципа метапредметности обучения в рамках стандартов нового поколения ФГОС……………….………5
  2. Метапредметность - как принцип интеграции содержания образования……………………………………………………………7
  3. Методологическая основа принципа метапредметности в образовании ………………………………………………………….8

Глава II. Практическое применение принципа метапредметности в процессе обучения.

2.1 Организация и проведение мастер-классов……………………….13

2.1.1 Что такое мастер-класс…………………………………….13

2.1.2 Кто такой педагог – мастер………………………………….13

2.1.3 Какова позиция педагога-мастера…………………………. 14

2.1.4 Каковы основные задачи мастер-класса………………….14

2.1.5 Каковы основные требования к проведению мастер-

класса……………………………………………………….15

2.2 Основные технологические элементы проведения мастер класса

2.2.1 Технологический подход (А В. Машуков)………………15

  1. Технологический подход ( Г.А. Русских)……………….17

2.3 Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса………18

2.4 Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса……………….19

Заключение………………………………………………………………20

Рекомендуемая литература…………………………………………….21

Приложение 1 мастер-класс по теме «Применение теории графов к решению задач»………………………………………………………….22

Введение

Выбор темы обусловлен тем, что в современной системе обучения метапредметный подход выходит на ключевые позиции, занимая главенствующее место. Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на другие предметы. И в этой связи информатика занимает центральное место. Информатика, стоящая на стыке естественно научных и общественно научных дисциплин включает в себя все основные принципы построения этих наук. Информационные процессы вытекают из описания природных и социальных процессов. Ни один другой предмет не имеет более мощного аппарата, чем информатика. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному, что и предполагают ФГОС.

Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.

Новизна работы состоит в активном поиске преодоления взаимного отчуждения учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции.

Актуальность её связана в первую очередь с разработкой нового содержания образования. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.

Практическая значимость метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при это открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Цель работы: создание методической системы, обеспечивающей повышение качества обучения информатики в основной школе на основе реализации метапредметного подхода.

Объект исследования: процесс обучения информатике в основной школе.

Предмет исследования: метапредметный подход, как средство повышения качества образования на уроках информатики.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть понятие и методическую основу «метапредметного подхода».

2.Проанализировать имеющийся педагогический опыт по реализации метапредметного подхода в обучении информатике.

3.Учитывая особенности предмета информатики, провести отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения информатике.

4.Разработать методические рекомендации по организации мастер-класса в рамках метапредметного подхода.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  • Наблюдение за процессом обучения информатике в условиях информационно-предметной среды.
  • Выбор и апробирование приемов работы, используемых для стимуляции познавательного активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика".
  • Анализ результатов исследования и обобщение их в виде рекомендации.

Заключение

В данной работе был рассмотрен аспект проблемы реализации метапредметного подхода при проведении мастер-класса по информатике, который позволяет обеспечить достижения поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. В 2015-2016 учебном году в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС ООО и способная обеспечить преемственность при переходе на новый этап образования. В традиционной системе обучения использовались элементы метапредметности, но системное внедрение началось, только с введения ФГОС. А информатика, имея свой уникальный аппарат, позволяет наиболее наглядно и всесторонне реализовать метапредметный подход, обосновывая его необходимость, многогранность, востребованность. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.

Рекомендуемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
  2. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  3. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.
  4. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009. – 30 с.
  5. Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.
  6. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  7. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2004.
  8. Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С.
  9. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации) / Сергеева Т.А., Уварова Н.М. – М.: «Интеллект-Центр», 2003. – 84с.
  10. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г.А.Русских //Методист.– 2002. – № 1. С. 38–40.
  11. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  12. Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
25.04.2015 09:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!