СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и ИКБ в целях повышения качества обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развиваясь как личность,человек формирует

и раскрывает свою собственную природу.

П.А. Флоренский

Мы живем в многонациональном Башкортостане, где башкирский язык, наряду с русским языком, является государственным. Методика обучения языка,истории и культуры так тесно связана с жизнью, что все происходящее в обществе находит отражение в области образования. Современный учитель должен умело организовать творческую деятельность учащихся, которая будет способствовать качественному овладению знанием. Ведь цель уроков и внеурочных занятий по башкирскому языку и ИКБ - расширить грамотность письма, углубить знания по истории и культуре Башкортостана, развить творческие способности, укрепить гражданские и нравственные позиции.

Всем мы знаем, что каждый ученик является творчески неповторимой личностью. Его рост и развитие во многом зависит от учителя. Поэтому мы должны воспитать умное, глубокомыслящее, уважающее историю, традиции и культуру народов поколение.

Проблеме воспитания молодого поколения и развития творческих способностей учащихся посвящены труды многих писателей. К таким можно отнести произведения народных писателей РБ З.Биишевой, А.Атнабаева, Н.Мусина и т.д. Многочисленные стихи, поэмы народных поэтов Республики Башкортостан Мустая Карима, Рами Гарипова, Равиль Бикбаева и других направлены на воспитание лучших человеческих качеств.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Одним из основных принципов Стандарта нового поколения, является принцип минимальной достаточности, т.е. от нас педагогов требуется воспитание такого выпускника, который сможет трудоустроиться при минимальном дополнительном профессиональном обучении. Соответственно содержание образования должно стать практико-ориентированным обучением. Отсюда вытекает и особенность нового образовательного стандарта. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора к позиции консультанта.

Школьные годы - это годы становления личности. Главная задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности учащихся. Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать, выделять главное. Кроме этого, в творческой учебной деятельности используются такие интеллектуальные способности, как любознательность, беглость мысли, оригинальность мышления, легкость ассоциирования. Сегодня нужно учить детей творчески работать, развивать мышление. Учащиеся должны думать, мыслить, искать, творить, делать свои выводы.При этом учителю необходимо использовать компьютерную технологию и различные наглядности: творческие тематические папки, многочисленные схемы, таблицы, раздаточные материалы, портреты писателей, сюжетные картинки, ребусы, кроссворды и т.д.

В работе с детьми должны выделяться их самостоятельность и активность, ведь только при активности детей возможно творческое развитие.

Творческие способности учащихся будут на высоком уровне, если:

-использовать новые технологии, влияющие на всестороннее развитие ребенка;

- проводить интересные по содержанию уроки, внеклассные мероприятия, различные тематические вечера, кружки, отвечающие современным требованиям;

-воспитывать у учащихся уважение и положительное отношение к родному краю, народу, мотивировать интерес к родному языку и языкам других народов, проживающих в республике;

-создать в учебной и внеучебной деятельности необходимые условия для развития творческих способностей учащихся.

Развитие индивидуально-творческих способностей является одним из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Сегодняшняя жизнь требует от всех нас подвижности мышления, творческого подхода к решению любых проблем и задач.

А процесс становления качественной творческой личности начинается в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Урок и внеклассные работы тесно связаны между собой. Ведь внеклассная работа является продолжением уроков и, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.

Даже великий В.А.Сухомлинский в свое время считал, что творческий подход учителя к учебному процессу может пробудить в ребенке скрытые способности и таланты.

Какие же использовать методы и приемы, чтобы дети учились и одновременно развивали свои творческие способности?

Основными приемами развития творческой деятельности ребенка являются:

-различного характера творческие задания,

-изложения и сочинения,

-ребусы, кроссворды и другие головоломки,

-стихи, сказки и т.д.

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить. Но дети должны выполнять задания сознательно. При этом надо дать детям творческие, самостоятельные работы, которые повышают интерес к учению, развивают их наблюдательность, проявляют индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. Такими работами могут являться сочинения с элементами изложения, сочинения по картине, по различным наблюдениям, по итогам путешествий или экскурсий, сочинения на заданную тему, составление письма, стихи по началу и т.д. При этом не только развивается письменная и речевая деятельность, но и начинается пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации.

Важным и основным направлением деятельности учителя является организация многообразия видов деятельности как ступеньки к творчеству. Без знания образцов творчества, правил их построения не может быть и речи о творчестве. Детям нужна система знаний. Только тогда можно создать свое новое произведение, начать творить. Например, кропотливая и трудная работа по стихосложению начинается с анализа стихов известных поэтов. В это же время я рекомендую детям в подборе рифмы к словам. Дальше пробуют сочинять маленькие стишки по готовой рифме. Затем начинают сочинять стихи уже самостоятельно на заданные им различные темы.

Многолетний опыт работы показывает, как богата и необычна детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Сделала вывод, что составление сказок и стихов благотворно влияет на развитие творческих возможностей, сближает их с природой, развивает наблюдательность, воспитывает прекрасные чувства, прививает огромный интерес к учебе. Но, конечно, прежде чем писать, надо ребят научить рассказывать на заданную тему, при этом правильно строить предложения, выбирать нужные и красивые слова, обогащать свой словарный запас. У детей возникает чувство гордости за свою землю, за свой родной край, безграничная любовь к окружающей природе и, конечно же, языку.

Опыт работы убедил меня, что при всем старании и желании дети не могут запоминать столько информаций и правил, полученных на уроках. Но творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию отдельных правил. Наглядно-иллюстрированный материал привлекает внимание учащихся к работе, к запоминанию отдельных орфограмм и правил по предмету.

В своих трудах даже К.Д.Ушинским было отмечено, что ребенок мыслит образами. По некоторым правилам и мы с учащимися создаем красивые, интересные и яркие схемы, различные рисунки или таблицы. Такая работа способствует не только запоминанию, но и развитию воображения, фантазии детей. Такая работа дают возможность ускорить процесс запоминания отдельных слов, правил по моему предмету, развивают творческую деятельность.

А различные формы проведения творческих работ способствуют повышению интереса к урокам: уроки-соревнования, конкурсы, путешествия, игровые занятия и т.д. Ученики с огромным удовольствием составляют ребусы, кроссворды, сканворды, ставить сценки.

Создание кроссворда дело не хитрое для любого педагога. Нужно только попробовать, проявив терпение и немного смекалки и фрагмент урока, насыщенный напряжённой мыслительной деятельностью детей.

Организация тестирования – это одна из наиболее эффективных форм проверки и самопроверки знаний. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Использование тестирования на уроках позволит осуществить всеобъемлющий опрос учащихся по самым разным проблемам. Решение заданий в виде карточек, которые даются индивидуально каждому ученику по пройденной теме.

Игровые занятия тоже прививают навыки общения, развивают чувство общности, учат правильно выражать свои мысли, развивает речь. Педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что игра - это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность определенным правилам, учится быть целенаправленным и правдивым.

Творческие способности учащихся могут осуществляться не только в школе, но и при выполнении домашних заданий, где они обобщают и закрепляют изученный материал.

В конце своего доклада хочу сделать следующие выводы:

Соответственно, перед собой я поставила задачи, которые стараюсь решать в эти годы. Это, прежде всего развитие личности обучающегося. Выстраиваю личностно-ориентированное обучение, опираясь на следующие признаки: системообразующий фактор организации образовательного процесса – это личность обучающегося;

субъекты образовательного процесса – педагог и обучаемые;

ведущие мотивы образования – это саморазвитие и самореализация обучающихся.

Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Навязывать – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО! Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!

На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы преподавания с дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь – привить ребятам глубокий интерес к языку и ИКБ, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в дискуссиях. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.

Над темой своего самообразования я работаю 3 -й год.

Прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение. Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. Процесс воспитания для меня – самовоспитание, ибо дети на все смотрят глазами воспитателя, одобряя то, что одобряет учитель, и считая отвратительным то, что считает отвратительным педагог.

В чем же состоит миссия УЧИТЕЛЯ?

Вера, Надежда, Любовь.

Верю в себя, в свои силы, в своих учеников, в их большие и маленькие победы.

Надеюсь, что знания и умения, которые получат ученики на уроках пригодятся им в жизни.

В.О.Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»

Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее,– вот тот фундамент, на котором строится храм духовности и знаний наша новая школа.

На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.

Категория: Прочее
18.11.2016 14:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!