СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностные качества и социальная активность старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интенсификация социальных процессов, глубина и характер изменений, осуществляющихся на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности, рост социальной напряженности требует от общества воспитания образованных, нравственных, социально активных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, инициативой, обладающих развитым чувством ответственности.

И поэтому все большее значение в развитии человека приобретают социальная активность, степень и характер ее проявления.

Для того чтобы личность включалась в жизнь современного общества она должна иметь определённые личностные качества, которые представляют собой врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными.

Проблема исследования состоит в том, что в современных условиях общественного развития, когда повышение социальной активности и способность ориентироваться в быстро меняющейся ситуации становятся необходимым условием выживания человека, исключительную значимость приобретает формирование социальной активности. Личность, не обладая социальной активностью, «растворяется» в социуме. Этому способствует и современная система воспитания, ориентированная на подготовку человека к выполнению узких социальных ролей.

Проблемы социальной активности и личностных качеств рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных ученых.

Работая над темой дипломной работы: «Личностные качества и социальная активность старшеклассников» была поставлена следующая цель: изучение личностных качеств и социальной активности старшеклассников и разработка программы развития социальной активности и личностных качеств старшеклассников.

Объект, предмет и гипотезы исследования представлены на слайде. В соответствии с ними были поставлены и решались следующие задачи.

Первая задача заключалась в проведении теоретического анализа научных источников по проблеме социальной активности и личностных качеств старшеклассников.

Вторая задача заключалась в организации и проведении эмпирического исследования для выявления данной взаимосвязи.

Согласно поставленным целям и задачам исследования нами были выбраны следующие методы и методики исследования (Слайд 9, 10), которые представлены на слайде. Исследование было проведено на базе 9 – 11 классов МАОУ «Пролетарская СОШ» ГО Верхотурский, Свердловской области. С характеристикой выборки вы можете ознакомиться на слайде (Слайд 11).

Результаты по анкете «Социальная активность обучающихся» показали, что у юношей и девушек средний уровень социальной активности с тенденцией к высокому уровню. У девушек социальная активность несколько выше, чем у юношей, однако эти различия несущественны.

Результаты по ценностному опроснику Ш. Шварца показали , что в среднем по всей группе старшеклассников ведущими ценностными ориентациями являются благожелательность: забота и чувство долга, гедонизм. Довольно значимыми для обучающихся является ценность самостоятельного мышления, общественная и личная безопасность. Наименее значимыми для старшеклассников ценностями являются власть (ресурсы и доминирование) и универсализм как забота о природе.

У юношей с высоким уровнем социальной активности ведущими ценностными ориентациями являются благожелательность: забота и чувство долга, гедонизм, общественная безопасность. А у юношей со средним уровнем социальной активности ведущими ценностными ориентациями являются гедонизм, самостоятельность поступков, достижения, подчинение правилам, забота.

У девушек с высоким уровнем социальной активности ведущими ценностными ориентациями являются благожелательность: забота и чувство долга, репутация. А у девушек со средним уровнем социальной активности ведущими ценностными ориентациями являются самостоятельность поступков, достижения, забота.

У юношей в сравнении с девушками больше выражены такие ценности, как гедонизм, достижения, власть (ресурсы), общественная безопасность, межличностный конформизм, забота о природе. Девушки больше, чем юноши направлены на подчинение правилам и толерантность.

Результаты по экспресс-опроснику Темной триады показали, что у юношей и у девушек более всего выражен макиавеллизм, менее всего – нарциссизм. У юношей нарциссизм и психопатия выражены несколько больше, чем у девушек. У девушек макиавеллизм больше выражен, чем у юношей. То есть, девушки больше склонны к осознанной манипуляции, у юношей несколько выше чувство собственной значимости и импульсивность, склонность к немедленному удовлетворению желаемого.

Анализ результатов по личностному опроснику НЕХАСО-PI-R показал, у юношей больше выражена живость, сдержанность, принятие необычного. У девушек больше выражена честность, тревожность, чувствительность, эстетическое чувство. То есть, юноши более активны, открыты новому опыту, девушки более эмоциональны.

В результате сравнительного анализа были выявлены достоверные различия между юношами и девушками по выраженности личностных качеств. У девушек значительно больше, чем у юношей выражены: искренность, честность, нестяжательство, девушки более боязливы, тревожны, чувствительны. У девушек значительно больше выражена мягкость, эстетическое чувство, предпочтение креативных заданий. У юношей значительно больше, чем у девушек выражена живость, активность.

Так же, в результате сравнительного анализа были выявлены достоверные различия между обучающимися с разной социальной активностью. У юношей со средней социальной активностью значительно больше, чем у юношей с высокой социальной активностью выражена направленность на самостоятельность в поступках, доминирование, сдержанность, предпочтение креативных заданий, но значительно меньше выражен альтруизм. У девушек с высокой социальной активностью значительно больше, чем у девушек со средней социальной активностью выражены: нарциссизм, чувство долга, забота.

Таким образом, можно сказать, что социальной активности юношей способствует альтруизм, однако такое выраженное свойство доброжелательности как сдержанность, открытость новому, направленность на доминирование и самостоятельность поступков может препятствовать социальной активности у юношей. Социальной активности девушек способствует чувство собственной значимости, чувство долга, забота о других, доброта.

В результате корреляционного анализа подтвердилась основная гипотеза о существовании взаимосвязи между личностными качествами старшеклассников и их социальной активностью. В нашей работе мы подробнее рассмотрели только те взаимосвязи, которые соответствуют выдвинутым гипотезам.

По результатам корреляционного анализа, проведенного по всему массиву данных (по всей выборке, без разделения на группы), обнаружены статистически значимые прямые связи между показателями по шкале социальной активности и значениями по шкалам «Смелость в социальных ситуациях», «Упорство» и «Любознательность» личностного опросника «НЕХАСО-PI-R». Следовательно, уровень социальной активности старшеклассников тем выше, чем в большей мере у них выражены эти личностные качества.

В группе юношей отмечается значимая положительная связь уровня социальной активности с альтруизмом. Отрицательная связь с такими ценностными ориентациями как самостоятельность поступков, власть – доминирование, такой личностной чертой как сдержанность. Таким образом, чем меньше юноши направлены на доминирование, самостоятельность поступков, чем меньше их сдержанность, чем выше их альтруизм, тем выше их социальная активность.

В группе юношей с высокой социальной активностью отмечается среднезначимая отрицательная связь уровня социальной активности с нестяжательством, боязливостью, сдержанность), а также прямая связь с зависимостью. То есть, чем больше юноши с высокой социальной активностью боязливы, сдержаны, независимы, равнодушны к деньгам, роскоши, тем ниже их социальная активность. Таким образом, у юношей с высокой социальной активностью препятствием для ее повышения при прочих равных условиях может быть излишняя сдержанность, независимость, боязливость и нестяжательство.

В группе юношей со средней социальной активностью отмечается среднезначимая отрицательная связь уровня социальной активности со скромностью. То есть, чем больше юноши считают, что они не лучше других и не заслуживают уважения, тем ниже их социальная активность.

В группе девушек отмечается значимая положительная связь уровня социальной активности с нарциссизмом, с такими ценностями как традиция, забота о других и чувство долга, с социальной смелостью, с любознательностью. То есть, чем больше у девушек выражен нарциссизм, чем более они любознательны, смелы в социальных отношениях, направлены на традиционные ценности и заботу о других, тем выше их социальная активность.

В подгруппе девушек с высокой социальной активностью отмечается значимая положительная связь уровня социальной активности с такими ценностными ориентациями как стимуляция, личная безопасность, конформизм: правила, межличностный конформизм, традиция, забота о других, толерантность.

Таким образом, чем больше девушки с высокой социальной активностью направлены на новые впечатления, на личную безопасность, на самодисциплину, вежливость, традиции, толерантность и на заботу о других, тем выше их социальная активность.

В подгруппе девушек со средней социальной активностью отмечается среднезначимая положительная связь уровня социальной активности с принятием необычного и сильная взаимосвязь с чувствительностью. То есть, чем больше девушки со средней социальной активностью чувствительны, открыты новому опыту и готовы принимать необычное, тем выше их социальная активность. Таким образом, при средней социальной активности девушек, ее снижению способствует низкий уровень чувствительности и открытости новому.

Нашли своё подтверждение частные гипотезы о том, что социальной активности старшеклассников способствуют такие личностные качества как экстраверсия, эмоциональность, открытость, доброжелательность, альтруизм, направленность личности на доброту и препятствует направленность на гедонизм, безопасность.

В связи с полученными результатами нами была разработана программа развития

Цель программы: развитие личностных качеств способствующих социальной активности старшеклассников.

Задачи развивающей программы представлены на слайде.

Развивающая программа состоит из трёх блоков: информационный, развивающий и итоговый.

Развивающая программа представляет собой курс занятий, где основным инструментом программы является психологический тренинг.

В ходе работы применяются следующие методы: сюжетно-ролевая игра, деловая игра, профориентационные игры, тренинговые упражнения, дискуссии, анализ ситуаций.

Программа рассчитана на 36 часов, занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю. Развивающая программа рассчитана на старшеклассников.

Анализ полученных результатов показал, что выдвинутые гипотезы частично нашли своё подтверждение, задачи научного поиска успешно решены, цель исследования достигнута.

Категория: Психологу
25.12.2017 16:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!