СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легко ли быть учеником?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-размышление.

Легко ли быть учеником?

   Я учусь в основной общеобразовательной школе, учусь на одни «пятерки» с первых дней поступления в нее. Мне стал интересен вопрос «Легко ли быть учеником?» своим содержанием, тем, что за нею стоит...

   Он, мне кажется, во все времена вызывал много споров, остается одним из важных проблем образования и сегодня. Большинство  из опрошенных учеников 6-9 классов школы высказали мнение, что быть учеником нелегко, но были и такие ученики, которые считают по-другому (1 процент). Все отметили, что  повышаются требования учителей, что сказывается на здоровье учащихся. Я считаю, что это только видимая часть «айсберга»  школного образования. А что скрывается за ним – об этом мне хочется порассуждать затем, чтобы чиновники Министерства образования прислушались (не зря говорят, что «устами младенца глаголет истина») и сделали соответствующие выводы.

   Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков,  силы воли. Усидчивость,  умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счёта, математических операций, наблюдательность, твердость руки и овладение письмом, аккуратность, ловкость, музыкальный слух, внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – это часть тех умений и навыков, качеств, при которых невозможно не добиться успеха в учении. Некоторыми  из этих качеств обладают дети (и то не все) при поступлении в школу. Остальные качества получают в ходе обучения в начальной школе, многие из них развиваются  до выпускного класса.

   Огромен школьный материал, который нужно усвоить и запомнить. Учителям приходится втиснуть в память и сознание школьников весь материал, так как его считают обязательным в соответствии с государственным стандартом. В итоге - перегрузка, усталость  и сопротивление детей.

   Проблема и в том, что по программе дают много материала, который не нужен. Здесь можно вспомнить ребенка, который уже наелся и больше есть не хочет. Такой громадный учебный  материал требуется освоить за сравнительно небольшой временный период.

    Я, готовясь писать сочинение, где-то вычитала, что чувство усталости в школе испытывают около 40% учеников начальной школы и около 60% старшего и среднего звена, причем в начальных классах чувство усталости вызывают такие предметы, как математика, русский язык, литература; в старших классах это уже алгебра — 34% опрошенных учащихся, химия — 23%, геометрия — 23%. К концу недели устают 16% учащихся начальных классов и уже 62% в 5-11-х классов.

   Огромное неудовлетворение вызывает унас и объем домашнего задания. В среднем на его выполнение уходит три-четыре часа, причем основательно выполняются три-четыре предмета, а остальные поверхностно – иначе приходилось бы сидеть дополнительно еще 1,5-2 часа. Кроме всего этого, нужно готовиться к тестированию, готовить проекты, писать рефераты, доклады.  Просто невозможно все успеть!

   Я не досыпаю, когда нужно подготовиться к 2-3 контрольным работам в один день. У ударников и отличников учебы хроническое недосыпание. На первом уроке они еще спят, а на пятом — уже спят, несмотря даже на то, что учителя проводят уроки интересно, используя новые методы и средства, проводят физкультминутки. «Сидишь на уроках, вначале все интересно, можно поднять руку и ответить, получить хорошую оценку. Уже на пятом уроке мозги начинают отключаться, сидишь и уже ничего не слушаешь»,  - так в один голос мы заявляем. Когда я смотрю на свою сестру-второклассницу, как она приходит домой с громадным ранцем и с пакетом, сначала полежит, а затем только идет есть, мне становится ее жаль: ведь ей учиться еще девять лет.

   Наша школа небольшая – всего 80 с лишним  детей, поэтому нет профильных классов. Мне жаль и себя, и других сильных, сидящих в одном  классе со слабыми, которые своими вопросами  порой мешают сосредоточиться на изучаемом материале. Жаль и учителей-предметников,  разрывающихся между сильными и слабыми. Двоюродная сестра рассказывает, что учиться в профильном классе намного сложнее, чем в обычном. Начиная со второй учебной недели она выполняет каждый день задания по 5-6 предметам. На подготовку устного предмета она тратит  до 60 минут, на письменные — час или полтора. А когда делает задания по алгебре или геометрии, может сидеть по 2-3 часа.

   Хочется упомянуть и о новой  компьютерной технологии, широко используемой в школе. Несомненно, ее роль в обучении очень велика, а вне образовательного учреждения многими учениками комьпьютер используется для «контакта» и для игр. Родители и не догадываются, чем заняты ихдети, сидящие перед монитором.

   Меня,  как и моих родителей, возмущает и то, что само государство, общество всю работу по воспитательной работе возложило на плечи наших учителей. Как говорит мама, родителей освободили от всех обязательств перед детьми и перед обществом. Какова семья, «ячейка общества», таким и будет  общество!

   Постоянно вводятся новые предметы, возрастают требованиюя к уровню знаний ученика.  Нас уже начали готовить к экзаменам, и у  меня есть представление о том, какими они будут! По своим природным данным одни легко осваивают материал, другие  -  очнь трудно, а ЕГЭ и ГИА сдают все на общих основаниях.  Разве это справедливо? Разве дети виноваты? Разве  виноваты учителя за то, что слабые ученики не смогут набрать нужное количество баллов? Учиться сегодня очень трудно!

   Может быть, не стоит постоянно гоняться за высокими показателями (в результате – огромная армия дипломированных неучей-специалистов!),  а просто дать в школе основу образования, научить учиться правильно жить? Как писал американский социолог в середине 20 века Элвин Тоффлер, «неграмотным человеком  завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

   Думаю, что эти проблемы не одну меня волнуют. Очень надеюсь, Президент, депутаты Госудавственной Думы решат важные проблемы школьного образования!

Категория: Всем учителям
19.02.2015 19:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!