СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Девиантное поведение подростков, как результат их «выхода» из критической ситуации, приобретает для них определенный смысл; подростки ищут смысл в искусственном возбуждении себя, вступают в различные группировки или становятся «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т.п.
Возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается как переживанием его самого, так и ситуации в целом, что приводит к трансформации личности. Таким образом, психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы трансформацией его личности, коренящейся в критической ситуации существования, посредством её переживания.
В качестве основных сфер возникновения критических ситуаций у подростков с девиантным поведением были выявлены: сверстники, семья, школа, внутренний мир, милиция. Каждая из этих сфер содержит критические события, входящие в её состав.
«Семья»: противоречия, ссоры с родителями; конфликты с братом или сестрой; ссоры между родителями, между родителями и родственниками.
«Школа»: неуспеваемость в школе характерна; неприятности с учителями; разногласия между родителями и учителями.
«Внутренний мир»: переживание (сожаление) из-за того, что сделал или собирался сделать; неприятные внутренние переживания.
«Милиция»: характерны конфликты с милицией.
Наиболее характерными для подростков с девиантным поведением являются следующие проблемы:
разочарование, что не сбылись надежды, и уверенность в неизбежности новых неудач, делающие невыносимым дальнейшее возбуждение и требования со стороны окружающих; вызывают ощущение бессилия, сопровождающиеся беспокойством, раздражением, причиняющие острую боль;
неудовлетворенность эмоционально значимых потребностей, сопровождающаяся тревогой, недовольством, ведущая к стрессу;
недостаток близости и сочувствия в отношениях с людьми, сопровождающийся упадком жизненных сил, возбуждением и нетерпимостью к любым требованиям окружающих, вызывает тревогу;
ощущение бессилия, причиняющее острую душевную боль, вызывает беспокойство и раздражение к любым требованиям в отношении своих возможностей;
проблема, связанная с деятельностью подростка, за достижения в которой он хочет, чтобы его ценили и уважали;
разочарование в своих возможностях управлять ходом событий, приводящее к тому, что подросток чувствует себя непонятым, «сбитым с толку». Это вызывает ощущение бессилия, беспокойства, тревоги.
© 2021, Дорошева Ольга Викторовна 187