СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации по изучению темы (раздела) курса ОРКиСЭ
Настоящий материал подготовлен с целью оказания методической помощи учителям начальных классов по подготовке и практической организации проведения уроков к модулю «Основы православной культуры».
Целью проведения уроков является формирование у обучающегося (младшего школьника) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России. Воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.
Основными задачами являются: знакомство обучающихся с основами православной культуры; развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, развитие способностей обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога.
Модуль «Основы православной культуры», на который отведены часы в 4-ом классе, очень небольшой – всего 17 часов. Это значит, что роль каждого слова, выбранного метода, способа введения информации очень велика. Уроки по основам православной культуры связаны не только с усвоением информации, овладением универсальными учебными действиями, но и вхождением в пространство отечественной традиции, понимания возможности с её помощью гармонизации души современного человека.
Учитель, ведущий предмет, должен понимать как свою главную задачу введение в тезаурус учащихся представлений, связанных с основными отечественными традициями. Тексты учебного пособия, созданные отцом Андреем Кураевым, по своему содержанию и духу толерантны, написаны с любовью по отношению к потенциальному читателю-ребёнку и направлены, прежде всего, на внимание к окружающему миру и к себе. Ценности православия представлены как некое возможное мерило для понимания себя и окружающих людей. Учитель не призывается к воцерковлению учащихся: это дело семьи и личное дело каждого человека. Но знание основных православных ценностей поможет и сегодня быть толерантным и творчески активным человеком.
Каждый урок курса состоит из следующих составляющих: указаны цели урока, дана мотивационная составляющая и цепочка исследовательских действий, сопровождающих чтение, работа с текстом, его осмысление и подведение итогов. Предлагается использование опережающего задания на уроке. Например: при работе с текстом постараться отследить новую информацию. Быть очень внимательным: возможно что-то в тексте может удивить или озадачить. В после текстовой работе к вопросам учебника можно добавить следующие задания:
Какие новые слова-понятия для вас открыл текст?; Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям. Как вы понимаете крылатое высказывание или пословицу...; Ты согласен (не согласен) с тем, что … и т.д. После прохождения темы «Милосердие и сострадание» можно предложить ребятам подумать над созданием проекта, который мы условно назовём «Эра милосердия». Например: предложить ребятам для размышления несколько предложений: Предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!» Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить антипримеры. Придумывайте, дерзайте!
При подведении итога урока можно предложить ребятам стать в круг. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.
При изучении урока 15 тема «Икона» целесообразно провести исследовательскую работу с текстом, чтобы ответить на вопрос «Есть ли различие между иконами и картинами?» Например: (опережающее задание) Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию.
Чтение текста. Послетекстовая работа:
- Какие подтверждения своих гипотез вы обнаружили в тексте?
- Как расширились ваши представления по теме?
Вопросы:
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?
Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не, например, солнце?
Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?
Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего он является на иконе?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
- Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
Можно провести и зачётное занятие по данной теме.
Например:
Учитель: «Зачётное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачётом. Хорошо, если зачёт друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас сформироваться в результате занятий. Итак, я предлагаю много заданий, часть из которых вы все должны выполнить. Задания, предназначенные для всех, помечены значком, например 1*.
Остальные задания вы можете готовить по желанию в составе группы или индивидуально. Некоторые из заданий требуют длительной подготовки. Подумайте, как распределить задания по времени. Какие-то задания из предложенных мной, вы можете не использовать, зато имеете полное право предложить свои.
1*.Закончите предложения:
а) Я понимаю «Православную культуру» как …
б) Суть православного поведения (этики) для меня состоит в следующем…
2. Подготовьте экскурсию по православному храму
3. Проведите конкурс сочинений на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»?
4. Подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему (не вошедших в наш учебник). Расскажите, как они связаны с Евангелием.
5*. Создайте «пакет вопросов», связанных с главными проблемами, затронутыми при изучении православной культуры. Пусть каждый ученик создаст свой вопрос, а вы отберите лучшие для конкурса.
7. Подберите пары картин и икон на одну тему. Чем они схожи и чем отличаются?
8. Прокомментируйте несколько самых дорогих для вас заповедей. Подберите к ним или создайте сами иллюстрации.
9. Создайте небольшую антологию (в вашем случае сборник стихов), с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать наш предмет.
10. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия? Создайте инсценировку, чтобы проиллюстрировать свое понимание.
11. Проведите на зачётном занятии класс-концерт, включив в него стихотворения, посвященные понятиям, с которыми вы познакомились, говоря о православной культуре. Создайте программу и программку концерта. Подготовьте ведущего. Пригласите любезных вам зрителей.
12. Осуществите проектное задание «Эра милосердия». Покажите свой проект родителям, другим ребятам.
13. На каникулах посетите православные храмы в тех местах, где вы будете бывать, узнайте об их истории и убранстве. А главное – помогайте людям!»
Также можно использовать на уроке фрагменты видео, аудио материал по теме урока. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету.
Материал к представленным урокам в методическом пособии дан избыточно, поэтому у учителя всегда есть возможность выбора. Планировать учебный материал урока необходимо с указанием возможностей формирования на уроках универсальных учебных действий, ключевых понятий, которые усваиваются на уроке. В Приложении имеются дополнительные художественные и публицистические тексты, тематические презентации которые могут быть востребованы как в классной, так и внеурочной работе. Учителю необходимо сделать преподавание важным проектным исследованием, мало известной стороны отечественной культуры, сохранить пространство для рефлексии и полемики учащихся. При соблюдении этих важных условий предмет принесёт очевидную пользу. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
Найти дополнительную информацию и материалы, полезные для более глубокого освоения и преподавания уроков можно найти на портале
http://www.rondtb.msk.ru – «Круглый стол» по религиозному образованию
Для обмена мнениями на портале располагается форум, электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
© 2015, Серова Ирина Евгеньевна 1126