© 2025, Скурихина Тамара Петровна 23
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
23.04.1804 / 22.04.1884. Прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении.
Гастролировала во многих городах Европы. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая в танце пуанты.
Ее танец был настолько светел, что «она могла бы танцевать и в храме, не оскорбляя святости этого места», – говорили о ней современники.
«Тальони – воздух. Воздушнее еще ничего не бывало на свете».
Н.В.Гоголь.
«Тальони прелесть, удивленье,
Так неподдельно хороша,
Что у нее в простом движенье
Заметна дивная душа.
Об ней не рассказать словами,
Не обсудить ее умом;
Что говорит она ногами,
Того не скажешь языком».
В.А.Каратыгин.
Факты из биографии балерины:
•
Мария родилась в столице Шведского королевства Стокгольме. Отец девушки, Филиппо Тальони, прославленный хореограф и педагог, оказал большое влияние на профессиональную биографию дочери, а мать, София-Эдвига Карстен, работала солисткой балетной труппы.
•
Существует легенда,что отец, представитель балетной династии Тальони, встретил рождение дочери всего одним вопросом: «А танцует хорошо?».
•
Наполеоновские войны разлучили молодую семью: пока глава семейства трудился в Италии и Швейцарии, жена с детьми жили в Париже.
•
Мария вместе с братом Полем Тальони с детства занимались балетом. Учителем девушки стал прославленный французский педагог Франсуа Кулон.
Девочки, вместе с которыми она училась танцевать, называли ее «маленькая горбунья». Все в ней было неправильно, все противоречило тому образу красавицы танцовщицы, который был привычен публике. У талантливой девочки была короткая спина, несообразно длинные руки и ноги, сутулость и какая-то болезненная худоба. Но именно она впоследствии стала символом романтического балета.
•
Отец решил, что старая французская система обучения танцам не соответствует ее индивидуальности, и стал заниматься с ней сам.
•
Это была очень жестокая школа. Отец требовал от дочери безукоризненно простых, благородных, лишенных малейшего налета фривольности движений. Мария шла к славе через годы тренировок. О покорности девушки перед отцом слагали легенды. Она стирала ноги в кровь, теряла сознание, но упорно стремилась к успеху. Более того, его муштра преследовала фантастическую цель – преодолеть земное притяжение. Все, что разрешалось Марии – это слегка, незаметным усилием оттолкнуться от земли, чтобы лететь. «Да, она летала», – скажут ее будущие зрители.
•
Отцу удалось задуманное – в восемнадцать лет Мария дебютировала в Венском театре в партии Нимфы. Это был балет «Прием юной нимфы при дворе Терпсихоры», поставленный Филиппом Тальони, и именно тогда Мария впервые надела наряд того фасона, который позже стал знаменитым: белое, воздушное, открывающее покатые плечи платье с удлиненной юбкой, закрывающей колени, которая подчеркивала воздушность и грацию. Это было непривычно для публики, однако ей этот наряд понравился.
Дебют Тальони произвел фурор. Филиппо репетировал каждый танец Марии, все ее движения были выверены до мелочей. Однако в дебютном выходе на сцену балерина забыла рисунок танца и стала импровизировать. Зал встретил такой ход овацией.
После дебюта в Вене отец повез ее в Германию и Италию. Работа не прекращалась – Мария училась прятать недостатки, округлять длинные и худые руки, поворачиваться к залу в выгодном для себя ракурсе, совершенствовала технику прыжков.
•
В 1827 году «Венецианский карнавал» покорил Париж, затем последовал триумф в Лондоне. В честь балерины слагали оды, образ сравнивали с фигурой бабочки, журналисты и критики писали восторженные рецензии, а садовники вывели новый сорт белой розы, названный ее именем. Причина популярности заключалась в умении вжиться в образ. Тальони заставляла зрителей сопереживать героиням постановок.
•
Однажды, когда слава Марии уже гремела вовсю, человек, живший под ее квартирой, пожаловался на шум от репетиций и тренировок балерины. Узнав об этом, отец Марии негодовал: «Передайте же, что он лжец. Я, отец, никогда не слышал шума шагов моей дочери». Современники утверждали, что походка Тальони в жизни была неподражаемой, не говоря о сцене.
•
В 1832 году Филипп Тальони поставил балет «Сильфида». В создании пластической характеристики образа Сильфиды балетмейстер исходил из особенных индивидуальных данных танцовщицы – большой и свободный прыжок, точность фиксации, естественная грация, необычайная лёгкость и кантиленность танца. При этом учитывались особенности ее сложения и ограниченные возможности в области пантомимы – это искусство Марии давалось плохо. Партия Сильфиды была насыщена разнообразными прыжковыми движениями, арабесками в статике и динамике, позами на высоких полупальцах и пуантах. Мария стала первой танцовщицей, которая весь спектакль провела на пуантах. Это было нечто совершенно новое и неожиданное. Случалось, танцовщицы вставали на самый носок и удерживали позу одну-две секунды, публика и этому подвигу аплодировала. Но чтобы весь танец!.
•
«Сильфида» принесла Марии Тальони мировую славу, которую она удерживала четверть века. В сиянии ее славы померкло имя создателя балета, отца Марии. И этот балет стал первым, в котором женский танец доминировал над мужским. Пуанты открыли перед исполнительницами новые горизонты – теперь им было где проявить техническую виртуозность, и мужчины-танцовщики вынуждены были уступить им ведущее место и лавры.
•
На первый план в романтическом балете вышел сольный женский танец. Именно Сильфида стала главной героиней балета. С тех пор балет надолго превратился в царство женщин. Женский танец стал доминировать над мужским.
•
Арабеск Тальони, простирающийся вдаль, его парящая линия, его силуэт стал эмблемой романтического балета.
•
За «Сильфидой» последовали новые партии в отцовских балетах – Натали в «Натали, или Швейцарская молочница» (1832), Зюльма в «Восстании в серале» (1833), Флер де Шан в «Деве Дуная» (1836). Но легкокрылая Сильфида оставалась главной.
•
Карьера танцовщицы не помешала великой Марии Тальони иметь семью и детей: в 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не бросила сцены. От этого брака у нее были дочь и сын. Легкомысленный супруг с годами растратил и свое состояние, и часть доходов Марии. В 1835 году балерина вынуждена была расстаться с ним.
Тальони могла быть мелочной, требовательной, капризной, жестокой.
В то же самое время посетители ее салона восторгались обворожительностью балерины. Жертвами Тальони чаще других становились директора театров, среди которых за ней закрепилась репутация «деспота в юбке».
•
Тальони умела ценить свой талант. Подобные заработки никому и не снились, что не мешало ей крайне аккуратно вести свою бухгалтерию. В случае задержки жалованья она прибегала, как писали, «к энергичным мерам». «Деньги вперед!» – это было ее правилом. Так, однажды в Лондоне, не получив утром обещанного гонорара, она не вышла вечером на сцену, несмотря на все заверения директора, что он с ней расплатится.
•
Злость на Тальони со стороны театрального руководства дошла до того, что директор Парижской оперы мсье Верон искал ей замену, хотя это было трудной задачей. к
Контракт с Тальони не был возобновлен, и в 1837 году она в последний раз танцевала «Сильфиду».
•
В 1837 году Тальони приехала в Россию, где ее с нетерпением. В Петербурге отдельной брошюрой даже вышла ее биография.
•
В день первого выступления в «Сильфиде» петербургский Большой театр был переполнен, а билеты на спектакли с участием Тальони можно было достать, только имея особые знакомства и связи. Балет имел оглушительный успех. О нем заговорили как о сенсации.
Пять петербургских сезонов (1837–1842) превратились для Тальони в один сплошной триумф. Гонорары балерины намного превышали парижские.
•
Сам император Николай, большой любитель балета и хрупких балеринок, приходил в восторг от танца Тальони и нередко заходил после спектакля за кулисы.
Даже сама императрица удостоила Марию личным приветствием. Николай не смог скрыть своего изумления: «Этого она не делала ни для одной артистки».
•
Петербургское общество буквально заразилось танцами.
Сливки аристократии стремились брать уроки у знаменитой балерины.
•
Немецкие газеты тех лет не без иронии сообщали, что Тальони во время своего пребывания в Петербурге написала музыку гавота, который исполнялся 120-ю девушками в розовых костюмах. По словам тех же газет, ноты этого гавота выдержали в Петербурге за 3 месяца 22 издания.
•
Ее имя приобрело такую популярность, что появились карамель «Тальони», вальс «Возврат Тальони», шляпы «Тальони», сливочный торт «Тальони».
•
Изменился даже театральный этикет: с легкой руки архитектора Дюпоншеля, бросившего еще в Париже к ногам балерины букет цветов на представлении балета «Психея», что ранее делать запрещалось. Почитатели теперь могли заваливать своих кумиров букетами. Стало принято вызывать актеров и выходить на поклоны публике столько, сколько она этого захочет.
•
Дамская же часть зрителей получила право выражать свои эмоции аплодисментами, что раньше считалось нарушением приличий.
поклонниками.
•
Увлеченная «Сильфидой», недостатков Марии Тальони публика не замечала. Даже если доводилось видеть балерину совсем близко – образ Сильфиды затмевал все. Под обаяние этого образа не подпали разве что дети. Вот как вспоминает о великой танцовщице писательница и мемуаристка Авдотья Панаева, посещавшая тогда театральную школу:
«Приехала в Петербург знаменитая балерина Тальони с своим отцом, маленьким старичком, и являлась с ним в школу упражняться. Директор и другие чиновники очень ухаживали за обоими иностранцами; им подавался в школе отличный завтрак. Тальони днем была очень некрасива, худенькая-прехуденькая, с маленьким желтым лицом в мелких морщинках. Я краснела за воспитанниц, которые после танцев окружали Тальони и, придавая своему голосу умиленное выражение, говорили ей: «Какая ты рожа! какая ты сморщенная!»
Тальони, воображая, что они говорят ей комплименты, кивала им с улыбкой головой и отвечала: от
– Merci, mes enfants!»".
•
В России у Марии были любовные романы, поклонники забрасывали ее цветами. Особые отношения у балерины сложились с Александром Трубецким, они жили вместе несколько лет. Тальони родила возлюбленному сына, а в 1852 году князь неожиданно женился на дочери танцовщицы от первого брака с графом Вуазеном.
•
Во время петербургских гастролей случилась такая история: молодой студент Академии художеств Ованес Айвазовский случайно познакомился с балериной. Ходили слухи, что знакомство было совершенно романтическим – якобы экипаж балерины задел художника, он упал. Тальони довезла жертву до дома, а потом прислала билеты на свой спектакль. Потом она уехала на несколько месяцев в Венецию. А Айвазовский убедил профессоров Академии художеств, что будущему маринисту необходима стажировка в Италии. Летом 1840 года они встретились в Венеции. Художник был влюблен, но балерина смотрела на ситуацию более трезво: ему двадцать пять, и он покорен Сильфидой, а ей – тридцать восемь, и у нее взрослая дочь. Тальони отказалась стать женой Айвазовского, и они расстались.
•
Четырнадцать лет спустя Айвазовский написал картину «Венеция со стороны Лидо», на которой изобразил себя с Тальони.
•
Из Санкт-Петербурга Тальони обычно уезжала с началом Великого поста, на два-три месяца, и выступала в европейских городах. Однажды на границе таможенники спросили ее: «Мадам, где ваши драгоценности?» А она сняла туфли и, показав на ноги, сказала: «Вот они!»
•
Знаменитая танцовщица пробыла в Петербурге до 1842 года, но с каждым сезоном ее успех становился все меньше и меньше, и уже не приносил полного сбора в театре. Она вернулась во Францию и исполнила главную партию в балете своего отца «Тень». Но она опоздала – подросло новое поколение танцовщиц, которых готовили именно для романтического балета.
•
Тальони отправилась в Лондон, там она выступила в балетах Перро «Па-де-катр» и «Суд Париса».
•
В 1847 году прославленная танцовщица оставила сцену и стала давать уроки танцев.
•
В 1859–1870 годах она преподавала в балетной школе Парижской оперы.
•
В 1870–1882 годах Тальони жила в Лондоне, преподавала танцы в аристократических семьях. И, наконец, поселилась в своем палаццо на озере Комо.
•
Мария Тальони ушла из жизни в 1884 году в Марселе и была похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. На ее надгробии начертаны такие слова: «Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».
•••
Источники:
https://www.belcanto.ru/taglioni.html
https://lovers-of-art.livejournal.com/600599.html
https://24smi.org/celebrity/222356-mariia-taloni.html
Википедия.
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 23