СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод TPR или активные уроки английского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Немного истории

TPR (Total Physical Response или метод полного физического реагирования) появился в 60-70х годах прошлого века и с тех пор занял особое место в обучении английскому дошкольников и младших школьников, хотя изначально предназначался и для взрослых.

А появился он вот как: профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за тем, как дети осваивают первый язык, заметил, что они проводят достаточно много времени, слушая речь взрослых и выполняя их команды, прежде, чем сами начинают говорить. Ашер сделал вывод, что слова или фразы лучше всего запоминаются, когда на них реагируют действиями.

Теория о полушариях

Также, в основе теории Ашера лежит популярная в то время теория о полушариях мозга, согласно которой правое полушарие отвечает за образное мышление, интуицию и творчество, а также движения, а левое полушарие — за абстрактно-логическое мышление и языковые способности.

Ашер предположил, что нужно избегать изучения языка с помощью одного только левого полушария и стараться максимально задействовать правое — через движения и наглядные материалы.

Кстати, сейчас теория о полушариях уже не считается верной. Просканировав мозг более 1000 человек, ученые из университета Юты доказали, что оба полушария во время разных видов деятельности активны примерно одинаково. Тем не менее, с детьми метод TPR отлично работает и дело совсем не в полушариях.

Как работает метод TPR

По сути, метод TPR — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателя. Например, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т.п.

Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Первоначально, метод разрабатывался для разных возрастных категорий, но, по понятным причинам, прижился он только в обучении детей. Представьте себе взрослых с энтузиазмом выполняющих команды, которые дает преподаватель (ниже есть и такое видео — но, как вы понимаете, это скорее исключение). А вот для детей использование элементов TPR в сочетании с другими методами на уроках английского подходит превосходно.

Плюсы TPR в обучении детей

  • У детей преобладает непроизвольное запоминание — лучше всего запоминается то, что весело и интересно. Поэтому им очень нравится играть роль учителя и отдавать команды, или изображать жестами слова, которые их одногруппники должны угадать, или играть в Simon says.
  • Детям требуется частая смена деятельности и включение заданий на TPR может играть роль физкультминуток (на YouTube много так называемых action songs, которые можно использовать, подбирая к теме урока).
  • С помощью TPR можно разыграть практически любую историю или песню из учебника и с жестами она запомнится гораздо лучше.
  • TPR можно применять даже в больших классах.

Примеры использования TPR

Здесь Герберт Пухта, автор нескольких популярных линеек учебников (Playway to English, Superminds, More, English in Mind и др.) и невероятно талантливый педагог, показывает как используется TPR для введения новой лексики на уроке для дошкольников.

16.10.2018 19:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!