СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов для формирования УУД в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякое знание остаётся мёртвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность,

стремление к науке.

Н. А. Наумов

Глобальные изменения в сферах современного общества потребовали корректировки всех аспектов образования.

Наиболее эффективно новые задачи можно решить, используя метод проектов. Ведь в основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа, проводимая детско-взрослым коллективом по разрешению актуальной проблемы современного общества.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.

Используя технологию метода проекта, прежде всего я вижу необходимость исследовательской деятельности учениками для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. При работе над проектом формируются предпосылки для эффективного освоения познавательной, коммуникативной и информационной компетенций. В ходе осуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает используемый мною дифференцированный подход к учащимся, соотнесение познавательных возможностей каждого ученика с уровнем сложности проектной работы. В работе над проектом принимают участие ребята, которым интересен предмет, но более радует, что с большим энтузиазмом работают ученики, у которых предмет не вызывает интерес. Они могут раскрыться и показать себя с положительной стороны, применив свои знания в областях, отличных от данного предмета, при этом обогатив свой багаж знаний.

Работа над проектами всегда охватывает вопросы с точки зрения межпредметных связей. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с разных точек зрения: физики, химии, географии, биологии, анатомии, экологии и даже литературы, определять природу явлений и его закономерности.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого я использую специальные организационные формы и методы, уделяя отдельное внимание в процессе урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками объединений комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени.

При работе над проектом ставятся задачи:

обучить умениям и навыкам исследовательской работы,

повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску,

научить школьников оформлять научные идеи, размышления,

организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности,

обучение школьников публичному выступлению,

обучение учащихся рефлексии,

освоение школьниками социо-культурных связей,

расширение образовательного пространства и мировоззренческого кругозора,

способствовать мотивированному выбору профессии.

Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования УУД.

Чтобы сделать проектную деятельность действительно полезной для развития школьников необходимо основы исследовательской деятельности заложить уже в 1 классе.

Для этого использую систему заданий, подготавливающих к работе над проектами:

На доконструирование (продолжи рассуждения ребят, закончи рассказ…) Дети учатся высказывать свои мысли, слушать высказывания одноклассников, устанавливать связи.

Цель данных заданий – развитие коммуникативных умений;

На переконструирование (перескажи от первого лица, от имени героя сказки, рассказа…)

Ребёнок учится разным социальным ролям, учится представлять ситуацию с разных сторон.

Цель – развитие системного мышления.

На собственно конструирование (составь рассказ, кроссворд.) Здесь говорим о творческом конструировании знаний, такие задания позволяют создавать условия для самостоятельного охотного приобретения знаний из различных источников информации.

Цель данных заданий - формирование информационных умений.

В ходе выполнения таких заданий учащиеся постепенно приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Наряду с предложенными заданиями в 1 классе использую проектные игры такие как: «Что нам стоит дом построить», «Семья Я», «Эти забавные животные» и другие.

Во 2 классе провожу проекты-наблюдения, проекты – рассказы, проекты - экскурсии. Дневник наблюдения – основа проекта, в котором дети делают записи, рисуют, добавляют фото.

В 3 классе будем проводить проекты на тему: «Космос», «Что такое наука?», «Эти разнообразные животные».

В 4 классе: «Явление природы».

В результате работы над проектами у учащихся формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Если подвести итог, то в процессе работы над проектом:

Все ученики, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию.

В реализации предлагаемых проектов заинтересованы все: ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по предмету, наконец, с перспективой пополнения Портфолио; учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; родители - в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.

Методическая база школы пополняется большим количеством мультимедийных приложений, которые широко используются на различных уроках.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по естественнонаучным дисциплинам, формирует межпредметные связи, и повышают эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

18.06.2015 17:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!