СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА :"МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В.А.Сухомлинский

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.

Актуальность данной темы заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Цель моей педагогической деятельности в течение последних лет - изучить способы повышения мотивации учащихся на уроках ИЗО и разработка методики повышения мотивации.

Исходя из поставленной цели, я выделила для себя следующие задачи:

  • исследование накопленного педагогического опыта по проблеме повышения мотивации учащихся на уроке
  • определение понятия «мотивация» и его значение для современного урока
  • разработка методики использования различных форм, приемов и методов для повышения мотивации в процессе обучения
  • применение разработанной методики на уроках изобразительного искусства
  • анализ и систематизация полученных результатов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ основа УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

1.1 Основные положения учебной мотивации

Современное общество благодаря научно-техническому прогрессу развивается быстрыми темпами и  диктует новые требования развития личности в нашей стране. Общие задачи обучения: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.

Ученик должен уметь

-ставить цель и добиваться ее;

- общаться;

-  адаптироваться к ситуации;

- ориентироваться в мире;

- самостоятельно добывать и применять знания;

- заботится о других и  о своем здоровье.

В ряде исследований было доказано, что знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся при их применении в конкретных ситуациях. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве теоретических положений от умения применить их на практике.

Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Одна из главных задач современного образования - повышение мотивации  учащихся на уроках. При изучение курса изобразительного искусства необходима взаимосвязь многих фактов   для развитие творческой личности.

В результате повышается мотивации учащихся качество знаний увеличивается, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.

 Как  же увлечь детей на уроке? Как найти к каждому ученику свой подход? На уроках изобразительного искусства у нас самые благодарные слушатели, но как с их взрослением не потерять искру, горящую в глазах?

Что же такое мотивация?

Мотива?ция— побуждение к действию и предмет (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности.

Существует несколько видов мотивации.

1) внешняя мотивация— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Например, метод стимулирования. Родители используют материальный стимул. Нужно поощрять ребенка за знания, иначе он будет выпрашивать у учителей хорошие оценки.

Также к внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам школьной программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения.

2) внутренняя мотивация— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

 Достаточно многим учащимся доставляет сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства.

На  уроке изобразительного искусства необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка. При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие как, чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью.

Разберем каждый из факторов.

1.Оттенки чувств.

Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы,  а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Учить детей отстаивать свою точку зрения и общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного. Затронуть эмоциональное состояние помогут и музыкальные произведения, но это должно быть уместно. Если нас может тронуть за душу мелодия  из кинофильма «Мой ласковый зверь», то большее воздействие на детей произведет музыка из кинофильма «Титаник». Фрагменты из видеофильмов развивают зрительное воображение, что в большей степени помогает понять тему урока.

    2. Интерес.

Психологи подмечают, что интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении.

 Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс. Важны   коллективные и групповые  формы работы, соревнования, метод открытий, дифференцированный подход к каждому ученику. Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Я стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставляю за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения. В каждой теме урока есть вариантность выполнения. Например, тема « Декор русской избы» в 5 классе. Одни ученики выполняют рисунок узора ставней, другие рисуют окна с наличниками и ставнями избы, а некоторые украшают декором весь фасад избы. И часто дети берутся за самый сложный вариант работы. Каждый урок мы начинаем с повторения. Открываем альбом и смотрим, как  выполнили работу на прошлом уроке; обсуждаем, хвалим творческий подход.

3. Успех.

Каждый ученик понимает успех по-своему. Однако, не нужно выдумывать успех для ребёнка и хвалить его за это. Отмечайте те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий и у него что-то получается. Надо быть честным с детьми. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества. Есть дети, которые очень талантливые, многие занимаются в ИЗО - студиях, а другим ребятам, при всем желание, не получается достичь такого же результата в работах. Важно воодушевить учащегося, объяснить, что каждый талантливый, но может в другой области: музыке, литературе или спорте.

4. Новизна.

На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала. Например, разместить фон картины, но только сине -голубых тонов, и поставить перед детьми задачу: нам надо сделать, чтобы картина стала интересней. Дети увидят морское дно, нарисуют рыбок и подумают, что они сами выбрали такую тему и будут радоваться новым открытиям.

Используя  разные методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Работа на интерактивной доске очень помогает разнообразить зрительное воображение учащихся. Проведение тестовых заданий при подведении итогов позволяет детям наглядно закрепить новую тему, и оценки, выставленные компьютером, объективны.

Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются на различную тематику по выбору учащиеся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

5. Комфорт.

Конечно, важно в каком кабинете проходит урок, как он оснащен, удобен ли. Физический комфорт влияет на подсознательное восприятие материала. Но и эмоциональный комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от учителя.

6. Компетентность учителя.

Компете?нтность - cовокупность  компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. На многие творческие суждения, вопросы существует несколько правильных ответов. Учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Сейчас дети имеют возможности получить информацию из Интернета и нам надо опережать на шаг  детей во всем или хотя бы не отставать. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате. Многие работы своих учащихся я отправляю на Интернет - конкурсы, размещаю на сайтах. Грамоты, дипломы, отзывы на работы учащихся в Интернете - всё это стимулирует  творческое совершенствование. 

7.Связь с жизнью.

Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире.

Моя задача: находить материал, актуальный для детей, и владеть информацией по этому вопросу. А также пользоваться на уроках новыми информационными технологиями.

Интерактивная доска обеспечивает высокий уровень наглядности, компьютер помогает готовить раздаточный материал, но иногда показ работ учеников пошлых лет является большим стимулом: «Я тоже так могу и даже лучше!».

Если присмотреть, то каждого предмета, окружающего нас в мире, «касалась» рука художника. Только существует массовое производство, где идею, проект создает мастер, а есть эксклюзивное создание произведений, в которых главным является его неповторимость. В профориентации учащихся, наверное, ни одна из школьных дисциплин не имеет столько областей применения, как область искусства. Начиная от художника -дизайнера - декоратора – архитектора и заканчивая просто ценителем искусства.

Много факторов влияет на развитие ребенка, на его жизненный выбор, но приятно, кода ученики  поступают в архитектурный институт, учатся на дизайнера.  Если  одним ребятам уроки искусства помогают найти свое место в мире, раскрыться творчески, другие   ждут следующий урок с трепетом, значит, стоит трудиться, меняться, совершенствоваться дальше. Поэтому для моей работы важный мотив – это дети.

Уровни развития учебной мотивации:

  1. Отрицательное отношение к учению.
  2. Нейтральное отношение к учению.
  3. Положительное, но аморфное отношение к учению.
  4. Положительное отношение к учению.
  5. Активное, творческое отношение к учению.
  6. Личностное, ответственное отношение к учению.

Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

1.2 Мотивы учебной мотивации

Мотивация учащихся отражается:

  1. В понимании, оценке и принятии учебной задачи;
  2. В определении конечных и промежуточных целей работы;
  3. В формировании направленности мышления;
  4. В эстетическом восприятии мира;
  5. В отношении к учителю;
  6. В использовании личного опыта.

Управление развитием мотивации позволяет учителю:

  1. Обоснованно планировать учебно-воспитательную работу на уроке:
    • Предвидеть направление поведения учеников и контролировать его;
    • Согласовывать и прогнозировать усилия по достижению общей цели;
    • Предотвращать возникновение одних и поощрять развитие других черт личности учащихся.
  2. Повышать эффективность учебно-воспитательной работы:
    • Развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся;
    • Формировать характер, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.).
  3. Правильно оценивать результативность учебно-воспитательной работы.
  4. Поддерживать доброжелательные отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса.

1.3 Педагогическая деятельность учителя по развитию учебной мотивации

Направления деятельности:

1.Пополнение запаса знаний, умений и навыков по предмету.

2.Развитие общеучебных знаний и навыков.

3.Развитие познавательного интереса к предмету.

4.Воспитание личности в процессе обучения.

5.Развитие у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе.

6.Развитие логического и образного мышления.

Задачи педагогической деятельности:

1.Развивать у учащихся умение целеполагать:

  • Обучать постановке целей и задач, их формулированию;
  • Обучать умению ставить промежуточные цели.

2.Развивать у учащихся умение планировать достижение поставленных целей:

  • Обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности;
  • Обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы.

3.Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:

  • Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;
  • Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

1.4 Принципы и факторы педагогической деятельности учителя по развитию учебной мотивации

В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:

1.Опора на субъективный опыт учащихся, который используется как один из источников обучения.

2.Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.

3.Индивидуализация и дифференциация обучения.

4.Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний.

5.Организация совместной работы учителя и учащихся.

6.Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

1.Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает ученика учиться.

2.Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов:

  • Опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации – что знает ученик, как умеет учиться, как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели;
  • Оптимистической позиции учителя, состоящей в том, что у каждого ребенка есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития.

3.Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика:

  • Разнообразие форм организации учебного процесса;
  • Создание комфортного рабочего места ученика;
  • Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;
  • Использование проектной деятельности;
  • Внеклассная работа по предмету.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ:

1.Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.).

2.Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя.

3.Привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

4.Разнообразие форм уроков (урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка).

5.Разнообразные формы внеклассной работы (кружки, факультативы, КВН и т.д.).

Категория: ИЗО
24.02.2015 20:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!