СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой самый трудный ученик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так сразу на этот вопрос не ответишь. Что значит « трудный ученик»? Обычно считается, что это грубый, невоспитанный, не делающий вовремя домашнее задание, сбегающий с уроков, конфликтный ребенок, не признающий никаких авторитетов.

Проблема трудных детей - одна из главных в педагогике. Её решением в свое время занимались К. Ушинский, В. Сухомлинский, А. Макаренко,

С. Соловейчик – известные учителя – новаторы XIX – XX в.в. В наш 21 век эта проблема не исчезла, осталась актуальной. Как так? Вроде бы многие родители считают себя «успешными», в доме материальный достаток, у ребенка есть все, а он считается трудным. Почему?

Часто благополучных родителей возмущает тот факт, что его учат, как воспитывать собственного ребенка, а рекомендации педагога они считают излишними и ненужными. Ребенок хорошо понимает позицию родителей : они на его стороне. Отсюда пренебрежение к учителю, его замечаниям. Не зря Александр Нилл говорил: «Трудным ребенка почти всегда делает неправильное обращение с ним дома», с этим нельзя не согласиться. Однажды ко мне на занятия военно-патриотического клуба классный руководитель привела барышню с «боевой» раскраской, наряженную по принципу все красивое и сразу. Папа и мама, занятые бизнесом, перестали заниматься дочерью: мало общались, не интересовались успехами в учебе, её склонностями, интересами, не знали круг её друзей и место их встреч. Об этом хорошо знала полиция, которая добросовестно привозила девочку из различных интересных мест и доставляла в школу. Уроки Оля посещала по желанию, часто уходила, не предупредив учителей. В одно из занятий она влетела в класс через 15 минут после начала занятия и, задыхаясь от бега, начала оправдываться и извиняться за опоздание. Но на уроки стала ходить более регулярно, хотя, конечно, продолжала опаздывать. Главное – она спешила в школу. «Оттаивала» девчонка постепенно: через индивидуальные беседы, участие в классных делах, через поручения. В итоге она успешно закончила школу. Теперь она жена моего воспитанника, курсанта военного училища, успешно учится заочно в педагогическом колледже.

Помню, как-то на уроке, увлекшись объяснением материала, я стал сильно жестикулировать. Ученик, один из «трудных», резко сжался и пригнул голову. Я был в шоке. Что так испугало ребенка? Почему такая реакция? Явно она была сформирована в семье, когда за малейший проступок ребенка наказывали, а может, и били.

Чаще всего у родителей двойные стандарты: «Ты еще маленький для принятия решения, но уже большой, чтобы отвечать за свои поступки». Когда в личной беседе спрашиваешь таких родителей «Вы недовольны своим ребенком?» «Да, конечно!» - отвечают они. «Значит, вы воспитываете его как-то не так?» И этот вопрос всегда остается без ответа.

В августе 2017 года директор пригласила меня и сказала: «Евгений Анатольевич, в этом учебном году Вы будете классным руководителем. Мужайтесь: ваш – класс не из самых легких». В этом я убедился с первых уроков. « Зачем нам ОБЖ?», « Кому это надо?», « Это нам не интересно», - такие реплики сыпались постоянно. Я решил изменить ситуацию. Однажды предложил ребятам своего класса ролевую игру про шпионов. Сначала подняли меня на смех, но я объяснил, что все будет по - серьезному. Игра увлекла, хотя многое не получилось, даже кто-то сказал: « Ну и тупые же мы». Игру повторил, меняя содержание, несколько раз. Ребята увлеклись, посерьезнели. Ни смеха, ни обидных реплик больше не было. Отношения с классом стали налаживаться: игровые технологии, интеллектуальные марафоны, учебные проекты, решение кейсов, классные часы, участие в школьных мероприятиях – все давало положительные результаты.

Но, к сожалению, учителя не переставали жаловаться на дисциплину. Пошел на уроки. Что услышал? «Закрыли рты», « Опять нет домашнего задания ?», «Играем в молчанку? Садись, два». И тому подобное. Подошел после уроков к учителям и спрашиваю: « Почему у вас такое обращение к ученикам?» В ответ услышал : «А как к таким еще обращаться?»

А ведь это - педагогическое бессилие, которое умножает число тех, кого называют трудными.

Их, «трудных», было много в практике моей работы. А какой был мой самый «трудный ученик»? Нелегко ответить. Тот, кто воровал деньги у одноклассников ? Кто во время уроков курил за углом школы? Грубил и хамил? « Трудный» тот, с кем не можешь найти точек соприкосновения, понять его внутреннюю жизнь, принять его таким, какой он есть.

Таким « трудным» стал для меня мой класс, класс – ученик. Труден был путь к взаимопониманию и общению. Я знаю, что мне еще много придется приложить душевных сил, чтобы класс стал воспринимать людей и окружающий мир в позитиве, чтобы класс поверил в доброе к ним отношение со стороны родителей и учителей и перестал зваться « трудным».

Категория: Всем учителям
06.02.2019 13:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!