СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мудрые советы преподавателям...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бернард Шоу как-то сказал: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит». Фраза стала крылатой, но ведь Шоу ошибся. В современном мире становится очень важным уметь учиться, а кто-то должен этому учить. Как уговорить 30 человек, а может быть и больше, действовать в одном направлении, как убедиться, что все тебя поняли правильно и однозначно? Очень просто: нужно быть хорошим учителем и помнить основные принципы преподавания.

Дело не в вас – дело в учениках. Некоторые учителя думают, что их задача – наполнять своими знаниями пустые головы учеников. Неверное представление. Лучшие учителя считают своим долгом задавать себе вопрос не «Что я сегодня расскажу?», а «Что будут изучать мои ученики?».

Изучайте своих учеников. Одного знания материала недостаточно. Нужно знать о тех, кого вы учите – их способности, потребности и опыт. Иначе как вы сможете определить, что они уже знают, а чему им нужно учиться?

Учитесь создавать комфортную обстановку на уроке. Забота о создании эмоциональной, интеллектуальной и психологической благоприятной обстановки для обучения должна быть ежедневной.

Заражайте учеников энтузиазмом и целеустремленностью. Разница между хорошим и великим учителем не мастерстве, а в степени увлеченности. Увлеченности материалом, процессом преподавания.

Имейте право на незнание. Дети доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы чего-то не знаете, вы даете понять, что сами еще учитесь.

Познай самого себя. Вы учите тому, каковые вы есть, привнося в преподавание свой взгляд на мир, свои идеалы.

Повторяйте важные положения. Важно, оставаясь последовательным, избегать предсказуемости и скуки, повторяйтесь каждый раз по-разному.

Учитесь задавать хорошие вопросы. Обучение связано с познанием неизвестного, а исследование начинается с вопросов, способствующих глубокому пониманию. Лидер среди них – «почему». Лучший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы ученики рассуждали над вопросом.

Перестаньте все время говорить – научитесь слушать. Эффективное преподавание – это улица с двусторонним движением: диалог, а не монолог.

Дайте возможность вашим ученикам учить друг друга. Вы не единственный, у кого ваши ученики могут чему-либо научиться. Они учатся также у своих сверстников и на личном опыте.

Никогда не прекращайте учить. Одно из самых важных условий успешного преподавания – любовь к своему делу, которая не должна заканчиваться после звонка с урока.

Как подготовить урок

Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как же построить урок, который вызывал бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировал их творческое сознание?

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь в подготовке урока.

Четко определите и сформулируйте для себя тему урока. Определите место темы в учебном курсе. Определите ведущие понятия, на которые опирается данный урок, посмотрите на урок ретроспективно. Определите цели. Определите и четко сформулируйте для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Спланируйте учебный материал урока. Подберите литературу по теме. Подберите учебные задания, целью которые является: - узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям;

Упорядочите учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составьте три набора заданий: - задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

- задания, способствующие закреплению материала учеником.

Продумайте «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже неизвестному. Сгруппируйте отобранный учебный материал. Продумайте, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Контроль за деятельностью обучающихся.

Необходимо продумать:

1) что контролировать;

2) как контролировать;

3) как использовать результаты контроля.

При этом не забывайте, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Домашние задания

Продумайте содержательную часть домашнего задания, а также рекомендации по его выполнению.

Опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний учащихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развернутый, полный логически последовательный и аргументированный ответ. Мы не можем ограничиваться только изложением фактов, главное в ответе ученика – рассуждения, самостоятельный анализ, объяснение явлений.

Работа над ответом ученика – один из решающих факторов формирования знаний. Раньше были специальные предметы, развивающие культуру речи: пиитика, риторика, логика. Теперь эти предметы не включены в учебный план. Предполагается, что учителя- предметники будут сами обучать искусству ответа. Опыт лучших учителей показывает, что существует целая система работы по выработке умений учащихся давать полный и глубокий ответ.

Вот наиболее распространенные и доступные приемы:

• учитель сам дает полный ответ на поставленный вопрос, демонстрируя образец ответа. Тут же требуется повторение ответа учащимися;

• составляются планы, и совместными усилиями подбирается и располагается материал;

• в отдельных случаях разрешается пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями;

• после ответа учащегося проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах;

• время от времени пишутся краткие письменные ответы на те или иные вопросы;

• учитель дает краткий анализ ответа ученика.

• учитель ни в коем случае не допускает односложных ответов, не вмешивается в ход ответа, не задает постоянно наводящих и подсказывающих вопросов.

Формирование познавательного интереса обучающихся на уроке

Создайте положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока. Сообщайте в начале урока не только тему, но и последовательность урока. Обсуждайте с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Используйте творческие задания и задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Используйте разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся. Создайте атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулируйте учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. Используйте в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Оценивайте деятельность ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения. Поощряйте стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создайте педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создайте обстановку для естественного самовыражения ученика.

Советы психолога

Если учитель не заботится о том, чтобы на уроках находилось время для шуток и расслабления, то ученики сами создают свою особую «карнавальную культуру», которая в некоторых случаях может быть деструктивной. «Классный шут» напоминает учителю, что ученики воспринимают его как человека, лишенного юмора. Как правило, такой «клоун» находит живую поддержку у остальных учеников, которые восстают против скуки и однообразия на уроке и активно демонстрируют учителю свое разочарование.

Если мы верим в то, что обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в группе атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, мы тем самым формируем у детей позитивное отношение к себе.

Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх и стресс учеников. Многие взрослые вспоминают с благодарностью тех преподавателей, которые обладали чувством юмора, умели разрядить обстановку доброй шуткой.

Перерывы в учебном процессе - не пустое время, а необходимость. В среднем дети 15 -18-ти лет могут качественно воспринимать информацию в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна быть пауза. Вы сможете повысить эффективность обучения, если будете следовать принципу контрастности переживаний. Особенно важны многократные чередования непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.

Если ученики верят учителю, не боятся его, то им нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения. Поэтому критерием успеха деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:

- развивать веру в успех;

- считать ошибки нормальным и нужным явлением;

- признавать и видеть достижения каждого;

- учить детей управлять собственной деятельностью.

Категория: Всем учителям
15.11.2017 13:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!