СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мысли о работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная работа и новые

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Мысли о подрастающем поколении (из опыта работы)

Взяв за основу положения ФГОС-ов по воспитательной работе, я попробовала собрать воедино свой многолетний опыт работы классным руководителем. Вот что у меня получилось.

1. Положение ФГОС: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

К сожалению, сегодня чувство патриотизма подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Я уже неоднократно слышала реплики такого рода: «…скорее бы закончить школу и смотать отсюда за границу». Наши дети подчас плохо знают свою историю, свой язык, что называется, теряют свою аутентичность. Сейчас хотят изменить линейный курс изучения истории, и я полностью согласна с тем, что не знать всемирную историю – это плохо, но плохо знать историю своего Отечества – непозволительно, поэтому приветствую увеличения количества часов на изучение истории России. При этом очень важно прививать учащимся понимание необходимости жить в мире с людьми разных национальностей. Обычно я говорю свои ученикам и воспитанникам, что мы жили в советское время в многонациональном государстве, но ведь и сейчас РФ – государство многонациональное. Уважать традиции всех народов своей страны необходимо, поэтому данная статья ФГОС-ов не случайно первая (?).

2. Положение ФГОС: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Данный пункт во ФГОС-ах, очень надеюсь, должен направить учащихся на ответственное отношение к учебе, хотя не очень понятно, как этого можно добиться, когда мы, учителя, лишены права поставить ученику неудовлетворительную оценку. А уж что говорит о выпускных классах! В этом году у меня 9-й класс. Слабый, сильный – не важно. Но есть две девочки, которые перестали посещать школу. И мы не можем ни не допустить их к экзаменам (у них есть двойки), ни оставить на второй год. ФГОС-ы могут разрешить эту проблему?

Что касается трудовых навыков, то и здесь есть свои проблемы: мы ведь теперь не может требовать от детей ни убрать класс, ни даже вытереть с доски. Правда, в уборке территории вокруг школы они все-таки участвуют, но многие только потому, что «субботник» проводится после уроков. Поэтому должны быть какие-то правила, которые сподвигнут наших воспитанников на добросовестный труд на благо хотя бы школы. А то они все любят делать только для себя.

С выбором профессии все тоже не так-то просто. Многие идут после школы учиться туда, куда их могут устроить родители, своих приоритетов у них нет. Думается, что профориентационная работа должна быть направлена на формирование у школьников самостоятельных взглядов на будущую профессию.

3. Положение ФГОС Формирование целостного мировоззрения.

Похоже, этот пункт во ФГОС-ах возвращает нас к хорошо забытому старому: когда-то наше среднее образование (т.е.школьное) в США воспринимали как угрозу национальной безопасности, потому что был высок его уровень, выпускники были образованы всесторонне, особенно в общественных дисциплинах.

4.Положение ФГОС Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Вопросы толерантности сейчас в мире стоят особенно остро. Мы, жившие и живущие в стране многонациональной, многоконфессиональной, вдруг столкнулись с проявлениями национализма в среде именно подростков. Проявление нетерпимости по национальному признаку (даже не по религиозному) в стране, победивший фашизм, выросший из национал-социализма, вещь странная и страшная. Теперь у нас много мигрантов, отношение к ним непростое, но среди своих учеников и воспитанников резкого проявления подобных чувств я все же на наблюдала. В классе, с которым я работаю пятый год, мальчик – азербайджанец не вызывал абсолютно никаких негативных эмоций, напротив, ребята относились к нему с симпатией. Он вернулся на родину, но они все равно вспоминают его очень тепло.

Этот вопрос можно понимать шире, не только с точки зрения национальности, но и способностей, мировоззрения. Любую проблему можно ( и нужно) решать миром.

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни.

В школе у нас есть такая организация, как ТОНУС – орган школьного самоуправления. Учащиеся охотно принимают участие а его работе, однако многие, к сожалению, настолько незрелые и неактивные, что боятся участвовать в мероприятиях даже уровня класса. Для будущей жизни социальная активность необходима, особенно в нынешнее непростое время: не позаботишься о себе сам – никто тебе не поможет.

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

В классном коллективе очень важным является сплоченность учащихся, тогда при решении сложных этических проблем они смогут рассчитывать на поддержку одноклассников. Однако в некоторых классах моральные представления как будто смещены: то, что не является абсолютной моральной нормой, возводится на пьедестал; очень трудно работать в таких классах, когда нравственные нормы снижены. Мой предыдущий воспитательский класс (они в прошлом году закончили школу) отличался почти полным отсутствием моральных принципов и норм, поэтому с ними было очень сложно общаться. Правда, как это очень часто бывает, многое в этом классе шло от родителей, которые выясняли личные отношения на каждом родительском собрании. Я считаю, что родительская ответственность тоже должна быть зафиксирована во ФГОС-ах.

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

Эта статья необходима, но мне думается, когда-то все, что в ней перечислено, было, потом утратилось. В прошлом ученики не позволяли себе хамить не только взрослым (а уж тем более учителям), но и сверстникам, одноклассникам. Конечно, бывало всякое: и друг с другом ссорились, и младших обижали, но не было в этом какого-то абсолютного, что ли, зла. Сегодня нагрубить учителю – круто, оскорбить одноклассника – сам виноват, обидеть младшеклассника – мелочь! Что-то утратили не наши дети – потеряло все наше общество: уважение к старшим (мать запретила играть на компьютере – убить ее за это; учитель сделал замечание – что вы ко мне пристали; толкнул первоклассник – ату его…) Однажды у меня родители сказали: что теперь можно сделать с ребенком – наказать-то нечем. Однако они и сами виноваты: вместо наказания за плохие оценки – вот тебе, сынок, сноуборд! (Из собственной практики).

8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Эта статья очень важна. Со своими воспитанниками мы участвовали в течение двух лет в программе по здоровому образу жизни (против курения). Они все принимали в ней (правда, не все достаточно активное), показывали свои презентации учащимся начальной школы. Наверное, этого недостаточно, поэтому программу по ОБЖ в рамках воспитательной работы следует расширять и конкретизировать: ПДД, ТБ, беседы о дурных привычках, о безопасных каникулах и т.п.Важной составляющей является проблема одежды. Не умеют наши школьники одеваться по погоде, по состоянию здоровья, по необходимости соблюдать нормы ТБ: сережки у девочек, пирсинг и т.п. Чем дышим?- а школьники ходят без сменной обуви. У многих учащихся аллергия – а другие едят ароматные чипсы и сухари и т.п.

9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

При нынешнем состоянии экологической обстановки – особенно в городе – экологическое воспитание – задача не только учителей биологии и географии, но и классного руководителя. Бережем микроклимат в кабинете, не мусорим в коридоре, прибираем на пришкольном участке, проявляем заботу о растениях (деревьях, кустарника) около дома, на даче.

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

В своей практике я не сталкивалась с отсутствие гармоничных отношений между моими воспитанниками и их родителями. Правда, в некоторых случаях скорее нет правильных отношений: родители не имеют влияния на своих детей-подростков, предоставляют им слишком большую свободу и самостоятельность. Подростки не умеют пользоваться ни тем, ни другим. Поэтому на словах защищаю семейные устои, а на деле держат своих родителей в неведении относительно школьных мероприятий, например, не сообщают вовремя о родительских собраниях. Родители не контролируют успеваемость и посещаемость своих детей, а те, в свою очередь, пользуются подобной безответственностью и подчас игнорируют действия родителей, которые пытаются действовать в их интересах.

14.10.2019 12:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!