СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необыкновенные акварели Елены Базановой. Секреты мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необыкновенные акварели Елены Базановой. Секреты мастерства

В работы Елены Базановой невоможно не влюбиться. Увидев их всего один раз, тут же теряешь голову и забываешь о времени. Легкие, воздушные, живые акварели растопят любое сердце, утонченные, хрупкие линии откроют дверьки в акварельный мир. Ее натюрморты лишают дара речи, насколько они реалистичны. Ее акварели не спутать ни с какими другими!

Белые розы

Известная петербургская художница Елена Базанова родилась в 16 ноября 1968 года в городе Сланцы Ленинградской области, окончила Среднюю художественную школу при Академии Художеств. Потом училась в мастерской книжной графики А.А. Пахомова в Академии Художеств. В 1995 вступила в Союз художников России, в 1996 году начала иллюстрировать издания для детей.

Красная смородина. 2011

Сейчас Елена – член Общества акварелистов Санкт-Петербурга, регулярно участвующий в сезонных выставках Союза художников, активно выставляющийся как в России, так и заграницей (в Великобритании, Германии, США, Ирландии). На ее счету семь персональных и участие в более чем пятидесяти коллективных выставках в России. Работы художницы находятся в галереях и частных коллекциях России, Германии, США, Франции, Англии, Швеции, Исландии, Финляндии, Нидерландов, Казахстана.

Елена обладатель множества художественных наград: Приза (Public-Prize) I Международном биеннале современной акварели (Германия), Гран-при им. академика Вениамина Худолея на IV Международном биеннале графики в Санкт-Петербурге «БИН-2008″ и другие.

Натюрморт с грибами

Мандарины 2012 г.

"Красное на красном", 2011

— Что было толчком для занятий живописью? Может быть, какое-нибудь яркое (художественное или нет) впечатление из детства? Как такового толчка, о котором Вы спрашиваете, не было. Акварелью я писала с детства, начиная с шестилетнего возраста, когда я начала ходить в изостудию. Писать акварелью не было для меня чем-то особенным, потому что делала это всегда. Поэтому можно говорить скорее о неких толчках в развитии техники, новых этапах постижения мастерства.

Груши в вазе

Увиденный где-то неожиданный живописный прием, подсмотренный у старшеклассника способ подготовить бумагу к живописи, и непосредственно контакт с преподавателем. Наверно, можно сказать, что более осознанное владение материалом началось у меня в Средней художественной школе, когда живопись вел Игорь Глазов. Именно тогда я окончательно избавилась от страха перед материалом.

Колокольчики

Почему выбрали именно акварель? Как мне кажется, я чувствую этот материал, это позволяет мне раскрывать его особенности в очень сложных живописных задачах. Именно это напряжение в работе мне кажется привлекательным, управлять стихией воды и краски – самое захватывающее и интригующее в акварельной живописи. Менялось ли отношение к технике акварели в процессе учебы и творчества? Конечно, менялось. Писать акварелью мне всегда нравилось, может потому, что акварельная живопись давалась мне легко. Во время учебы материал воспринимался, как необходимость учебного процесса.

Яблоки

Осознание своих возможностей в акварельной живописи пришло постепенно, также постепенно пришло более глубокое понимание самой акварели. Через изучение техники изучала себя, и это теперь для меня единый творческий процесс познания и самореализации, бесконечный путь к совершенству. Как происходило становление техники? Был ли кто-то из художников прошлого или современников, кто повлиял на Ваше видение акварели? Настоящее становление техники началось в Средней художественной школе при Академии Художеств. Там я встретила много талантливых сверстников, у которых тоже училась. Но более всего я благодарна Игорю Глазову, преподавателю живописи, который смог добиться того, чтобы страх перед акварелью и перед собственным «шедевром» навсегда исчез.

Этюд с лимоном 2011г

В институте совершенствовала владение материалом в сложном жанре портрета под руководством профессора Владимира Старова, в дальнейшем экспериментировала в живописи с разными техниками и материалами, использовала и гуашь, и темперу. К чистой акварели без использования белил вернулась только через пару лет после окончания учебы в ВУЗе.

Незабудки

На мое видение акварели в разное время влияли разные мастера разных эпох и стилей: Петр Соколов, Карл Брюллов, Федор Толстой, традиционная китайская и японская живопись, Эндрю Уайет. Однако в своей работе не стремилась кому-либо подражать, не создавала себе кумиров, старалась искать свой путь в технике и жанре.

Красная смородина

Часто ли вы знакомитесь с творчеством других художников? Насколько Вас интересуют творческие находки собратьев по кисти? Мне интересно знакомиться с творчеством профессионалов высокого уровня. Уважаю тех коллег, которые сохраняют и развивают существующие манеры и стили письма, с большим интересом знакомлюсь с новаторскими решениями, с экспериментами в технике. Мне важно и интересно осознанность того, что делает мастер, его профессиональный и творческий подход к работе.

"Ком времени", 2009

Какова должна быть степень законченности работы? Может ли работа, остановленная на промежуточном этапе, иметь художественную ценность? «Вещи красивы там, где они неизбежны» – так формулирует один из принципов философии Дзэн в японской живописи Д.Т.Судзуки в книге «Введение в Дзэн-Буддизм» (L.,1932). Для меня это своего рода формула для понимания художественной ценности произведения, уместности сделанного и степени законченности работы. Художник всегда знает, что он хотел сделать в картине, и степень законченности должна соответствовать поставленной задаче. Однако, творческий процесс может быть непредсказуемым. Здесь творцу важно почувствовать суть происходящего. Случай – это проявление закономерности. Важно вовремя остановиться.

Белый налив. Яблочный Спас

Еще хотелось бы напомнить старое академическое правило: «От частного к целому, от целого к частному». И, как нас учили, если работа идет грамотно, последовательно, то в какой бы момент ее не остановить, она будет иметь пластическую законченность. Также в истории искусства существует огромное количество блестяще выполненных набросков, этюдов, зарисовок, которые по своей сути не являются законченными произведениями, но обладают большой художественной ценностью.

"Натюрморт с улитками", 2009

— Все Ваши работы выполнены по мокрой бумаге. Занимаетесь ли акварелью по сухой бумаге? Не люблю разграничивать и классифицировать процесс моей работы. Потому что в нем есть все. И живопись по-мокрому и по-сухому. Как правило, основную часть работы веду по сырой бумаге, но ее поверхность может быть и мокрой и сухой, такой, какая мне нужна. Завершается работа натяжкой листа, и тогда что-либо пишется уже по сухой бумаге. — В каких техниках еще работаете? Благодаря полученному образованию, я владею самыми разными техниками. Не всеми, конечно, постоянно пользуюсь, нельзя объять необъятное, к сожалению. Люблю делать рисунки мягкими материалами, при иллюстрировании книг часто использую рисование тушью, пером и цветными карандашами.

"Белое на белом", 2009

Ваше отношение к Академизму? Есть мнение, что академическое образование готовит ремесленника. Академизм, как классическое направление в искусстве, существует параллельно со всеми другими старыми и новыми течениями. Все направления по-своему хороши и интересны. Все уместно в разной ситуации и при разном настроении, как и музыка. Иногда хочется слушать джаз, а иногда классику. В искусстве уже давно все развивается по кругу.

Гранаты, 2007

После ухода современного искусства из изобразительного ряда в медийное пространство и открытия выставок «пустоты» вообще трудно представить, что может произойти нового в визуальных, как это теперь говорят, искусствах. Личность творца, его энергия, талант, умение мыслить, профессионализм – вот что по настоящему влияет на результат. Поэтому есть хорошие и плохие картины, есть шедевры и безликие полотна, и есть полная ПУСТОТА. В искусстве именно уровень и качество творения вызывает мой интерес и уважение.

Голландский мотив. Бокал воды и ветка винограда. 2014

Академия художеств, как ВУЗ, не отделена от страны, в которой находится. Конечно, накопилось много вопросов и проблем, но в какие времена не ругали Академию? Однако, она позволяет получать классическое художественное образование, хотя это вовсе не значит, что каждый выпускник становится настоящим творцом.

Белые лилии

Обладая набором академических навыков в создании произведений высокого технического уровня художник всегда имеет выбор, в каких целях употребить свой талант и знания. Он может заняться нетворческим рутинным трудом для зарабатывания себе на жизнь, тогда, наверно, его можно назвать ремесленником. И снова приходится говорить о личности творца и его отношении к работе и творчеству, поэтому ни какие обобщения здесь не уместны. Соглашусь, что сами по себе знания и навыки не сделают из человека творца, но именно академическое образование дает художнику безграничные возможности для реализации своих творческих задач.

Шум моря 2011г.

Яблоневый цвет

Натюрморт с ромашками

Розы 2014

Любое образование строится на шаблонности процесса подготовки профессионала, но кто выйдет из стен Академии простой мастер или творец, зависит не от процесса. Любой талант, как алмазный самородок, требует огранки. Но какой ценности получится бриллиант, становится известно только в конце этой работы. А на рутинность процесса академического образования, мне кажется, сетуют ленивые и далекие от темы люди. Согласитесь, было бы странно если бы спортсмен без ежедневных тренировок и работы над техникой смог бы блистательно выступить на спортивном состязании, а юный музыкант без постоянных тренировок руки, слуха, техники игры смог бы стать виртуозом и покорить концертный зал своим исполнением. Просто каждый должен выбирать свой путь по своему призванию и много работать.

Итальянский мотив 2010 г.

Насколько, по Вашему мнению, важны базовые навыки рисования формы любителю акварели? В любом деле важна база. Рисунок – это основа изобразительного искусства, также как математика – основа всех наук. Без первоначальных знаний не возможно развиваться и совершенствоваться, как, например, не возможно без знания правил сложения выучить таблицу умножения или сразу приступить к решению сложных уравнений. Все развивается от простого к сложному.

Ирисы

Акварель – это всего лишь материал, инструмент в процессе изображения чего-либо, при этом материал сложный. Невозможно вести речь о живописи какой-либо формы акварелью без знаний того, как на двухмерном пространстве бумажного листа нарисовать иллюзию трехмерного изображения объекта в пространстве.

18.05.2023 22:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!